01.01.2017
Первые шесть месяцев жизни ребенка — это этап эмоционально-личностного общения с окружающими, которое удовлетворяет его потребность малыша во внимании и доброжелательности. Именно эмоционально-личностное взаимодействие оказывает большое воздействие на формирование психики ребенка. Этот этап общения является ведущей деятельностью малыша на протяжении первого полугодия.
Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но так же оно во многом определяется воспитанием ребенка взрослыми. На раннем этапе мозг развивается очень интенсивно, но это не достаточное условие для его психического развития в целом и речи в частности.
Сложные функции коры полушарий мозга работают в результате взаимодействия организма с окружающей средой, действий сложнейших внешних раздражителей. Если отсутствуют внешние раздражители или они оказывают небольшое воздействие, то работа коры полушарий мозга может задерживаться или идти неправильно.
Существует множество исследований, которые показали, что память, внимание, восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитательного воздействия является общение. И совершенно не важно, что в первые месяцы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Таким образом, общение является основой для всех форм воспитательного воздействия.
К концу первого года жизни многие дети уже могут вполне осмысленно употреблять около 5 слов, такие как «мама», «папа», «би-би», «тик-так» и т. д. До 1,5 лет ребенок вполне может обходиться высказыванием, состоящим из одного слова, которое приобретает то или иное значение в зависимости от ситуации.
Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словесными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ребенок уже умеет обобщать предметы как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при обобщении слов в активной речи он может допускать ошибки.
С возрастом у ребенка необходимость в общении значительно возрастает. Именно эта потребность и обуславливает возникновение активной речи. После года, когда у ребенка начинает развиваться речь, он вдруг обнаруживает, что каждый предмет имеет свое название. С этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.
Для того чтобы ребенок начал понимать обращенные к нему слова, его нужно побуждать к выполнению различных действий, произношению звуков. Такой тип общения должен строиться на движениях, которыми он уже владеет. Так же нужно разучивать с малышом новые движения и соответствующие им слова.
К концу первого года жизни слова для ребенка начинают приобретать обобщенный характер. Малыш способен понять слово «нельзя», если оно употребляется в соответствующей ситуации. На его поведение уже можно влиять вербально. Он может выполнять простые поручения, правильно реагировать на слова «хорошо» и «плохо».
К концу года ребенок произносит около 10 простых слов, которые он понимает. Конечно, понимает он больше слов, чем может произнести.
Постепенно некоторые слова, подкрепленные мимикой, становятся для него средством общения с взрослыми и другими детьми. Понимание обращенной к нему речи приводит к тому, что усложняются его действия с предметами. Со временем ребенок начинает подражать сначала словам, а потом и фразам, благодаря чему пополняется его словарный запас, который к 2 годам достигает уже 300 слов.
Начиная с 1 года 9 месяцев, увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение — это появление вопросов: «А это?» «Какая?». Вопросы служат показателем уровня познавательной активности ребенка.
Итак, говорить ребенок начинает к двум годам. Овладение активной речью часто имеет характер «взрыва»: еще не так давно молчащий ребенок вдруг начинает говорить. Некоторые исследователи считают, что внезапное появление активной речи связано с тем, что ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое название. И все же 2 года — это приблизительный возраст возникновения речи у ребенка. Все индивидуально, если только нет никаких речевых отклонений.
В2года ребенок быстро накапливает пассивный и активный словари, овладевает произношением звуков и грамматическим строем предложения. По собственной инициативе малыш начинает употреблять слова примерно через два месяца после того, как он стал произносить их в ответ на вопрос взрослого.
На третьем году жизни ребенка воспитательное значение речи существенно меняется. И хотя при обучении ребенка в этом возрасте все еще важную роль выполняет показ, использование речи как средства воспитания и обучения возрастает. Несмотря на то, что в три года в развитии речи ребенка наблюдаются значительные достижения, он еще недостаточно хорошо владеет грамматическим строем языка, отчего его речь звучит своеобразно. Поскольку правильное произношение звуков еще не закреплено, то многие из них малыш произносит не так, как надо. Например, смягчает — «зяйка» вместо «зайка», заменяет звук — «повзет» вместо «ползет», не выговаривает [р] и [л] — «балабан» вместо «барабан». Интересно, что при собственных ошибках в произношении и грамматике, ребенок может замечать ошибки других детей и исправлять их.
Взрослые должны не допускать неправильной речи, искажения слов, а также следить за грамотностью своей речи, ведь правильная речь взрослого — залог правильной речи ребенка.
В 4—5лет малыш уже достаточно хорошо владеет речью, может говорить на отвлеченные темы, т. е. становится возможным общение вне ситуации, носящее познавательный характер. Ребенок уже имеет достаточный запас слов и правильно строит фразы с точки зрения грамматики.
Словарный запас ребенка в 4 года достаточно велик, чтобы свободно общаться с окружающими. Но все же иногда он испытывает трудности из-за того, что ему не хватает слов, чтобы описать событие, в котором он участвовал.
Осваивая новые слова, ребенок не просто запоминает их, он пытается осмыслить их звуковую сторону, устанавливает связь между предметом и словом, которое его обозначает, т. е. отношение ребенка к лексике становится мотивированным. Поэтому очень часто малыш употребляет слова, которые отсутствуют в языке, например, «копатка» вместо «лопатка», потому что она копает.
Чем больше словарный запас ребенка, тем чаще он отвечает на вопросы взрослого развернутыми фразами. В его речи появляются существительные и глаголы во множественном числе. В возрасте 4—5лет ребенок осваивает сравнительную степень наречий и прилагательных. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, в том числе существительные среднего рода с прилагательными; при образовании существительных множественного числа родительного падежа отмечается влияние окончаний -ов, -ев на другие склонения (ручка — «ручков») и т. п.
Речь ребенка все еще носит ситуативный характер, а потому понять содержание рассказа ребенка без дополнительных вопросов сложно.
К 5—6 годам словарный запас ребенка увеличивается до 3 тыс. слов. В этом возрасте малыш уже задумывается над своей речью, по аналогии может создавать новые слова, например «намакаронился». Подобные эксперименты говорят о том, что ребенок пытается осознать принципы словообразования.
На пятом году жизни малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов. Речь в этом возрасте становится разнообразней, богаче по содержанию. Больше внимания ребенок уделяет речи окружающих, может до конца выслушивать ответы взрослых, овладевает монологической речью, правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах, но еще не может без помощи взрослого точно и последовательно пересказать текст сказки.
В 5 лет малыш начинает узнавать на слух звуки в словах, подбирать слова на определенный звук. Однако это возможно только в том случае, если у ребенка развито фонематическое восприятие.
В 6 лет у ребенка начинает совершенствоваться связная монологическая речь. Уже без помощи и подсказки взрослого он может передать содержание увиденного и услышанного, описать события, составить простой рассказ по картинке, на которой изображены хорошо известные ему предметы и явления. Однако ребенок еще часто упускает из виду второстепенные детали, концентрируясь в основном на главном.
К моменту поступления в школу в процессе речевой практики малыш уже в достаточной мере овладевает основными грамматическими закономерностями языка, которые заключаются в правильном построении предложения, грамотном и четком выражении мыслей. Конечно, у дошкольника предложения отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Они состоят в основном из подлежащего и сказуемого или из одного слова, отражающего целую ситуацию.
Часто в речи ребенка шести лет встречаются слова, которые обозначают предметы и действия. Позднее в его речи появляются распространенные предложения, которые кроме главных членов предложения содержат так же определения и обстоятельства. Так же ребенок уже употребляет формы не только прямых падежей, но и косвенных, усложняет грамматические конструкции предложений союзами потому что, если, когда и т. д.
Все этого говорит о том, что процессы мышления ребенка усложнились. На этом этапе речевого развития у ребенка начинает развиваться диалогическая речь, которая выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Дети, поступающие в школу в 6 или7лет уже, как правило, хорошо и четко произносят все звуки. Но бывает так, что произношение оказывается недостаточно сформированным. В этом случае взрослые должны обратить на этот факт особое внимание, не дожидаясь, когда речевой дефект исчезнет сам по себе. Ребенок должен правильно и четко произносить слова, чтобы его речь была понятной для окружающих. Неправильное же произношение, напротив может помешать ребенку нормально общаться с окружающими, он может также не понимать речи других.
В 7 лет у ребенка продолжается речевое развитие. Словарный запас увеличивается, усваивается правильный литературный язык, усложняется грамматический строй и фразовая речь. Словарный фонд ребенка, который поступает в школу, содержит приблизительно 3—7 тыс. слов, иногда он может достигать 10 тыс. слов. В основном словарный запас состоит из существительных, качественных прилагательных, наречий и глаголов. В процентном соотношении конкретных существительных больше, чем отвлеченных — 85%. Крутецкий В. А. в своей работе «Психология обучения и воспитания» писал по этому поводу: «... ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений».
В этом возрасте глаз ребенка способен замечать множество подробностей и деталей окружающего его мира. Наглядно-образная память позволяет ему запоминать впечатления от увиденного или услышанного. В возрасте 7 лет малыш уже пытается анализировать, сравнивать и сопоставлять явления действительности и на основе этого делать выводы. К концу 7 года жизни у ребенка появляется речевое общение с взрослыми на личностные темы.
Речь его на этом этапе развития становится более точной, логически последовательной и развернутой. При описании предмета или явления, пересказе ребенок четко излагает свои мысли; отмечается завершенность высказываний.
В этом возрасте дети уже могут самостоятельно описывать предметы, раскрывать содержание картинки, описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Дошкольники в этом возрасте пользуются в речи как простыми, так и сложными предложениями, а для связи простых предложений в составе сложного используют разделительные и соединительные союзы, причастные и деепричастные обороты, правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Единственные сложности, которые возникают с падежными окончаниями — это трудности при употреблении несклоняемых существительных (пальто, метро кино и пр.). Произносительная сторона речи ребенка выходит на более высокий уровень: все звуки произносятся правильно, фразы говорятся внятно, громко или тихо в зависимости от ситуации. В 7 лет ребенок уже умеет изменять темп речи, четко произносить слова, пользоваться интонационными средствами выразительности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 04.06.2019
Дата публикации: 01.01.2017