Что такое
ранняя помощь и кому её нужно оказывать
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических
услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их
семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их
оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья,
включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение
и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных
представителей)
Дети, нуждающихся в услугах ранней помощи - дети от 0 до 3 лет, имеющие
ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска, а
также их родители или законные представители.
Цель оказания услуг ранней помощи - содействие оптимальному
развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности
и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению
компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду
сверстников и жизнь сообщества.
Дети с ограничениями
жизнедеятельности и их семьи являются получателями 5 групп услуг: социальных услуг, услуг
реабилитации, услуг абилитации, услуг сопровождения, услуг ранней помощи.
Когда и кто выявляет необходимость ранней помощи?
В некоторых клиниках делают
пренатальный скрининг, а также аудиологический и неонатальный скрининг. Если
патологию обнаружат во время беременности, то семье должна оказываться помощь –
не только медицинская, но и социальная, психологическая. Например, такая помощь
необходима будущей матери ребенка с синдромом Дауна.
Бывает, что нарушения в
развитии ребенка может заметить не врач, а, например, логопед, дефектолог,
социальный работник.
О таком ребенке положено
сообщить в службу ранней помощи, причем сделать это могут либо специалисты
сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, либо сами родители.
Затем для семьи должны составить индивидуальный план ранней помощи, а направлять и организовывать весь процесс будет особый сотрудник –
куратор случая.
Индивидуальный план ранней помощи - это интегрированный набор
услуг, направленный на развитие навыков, необходимых ребенку в повседневной
жизни. Например, если ребенок испытывает трудности с кормлением, то логопед
должен учить его общаться во время еды, брать еду в рот, жевать и глотать, а
физический терапевт – сидеть и использовать руки для еды. Набор специалистов,
помогающих семье, должен определяться ее потребностями.
Реабилитационная работа должна разворачиваться вокруг
активности самого ребенка. В отличие от взрослых, малыш не может
целенаправленно тренироваться. Поэтому его повседневная жизнь должна быть
устроена так, чтобы навыки, которые необходимо освоить, естественным образом в
нее включались.
Помощь оказывается параллельно и ребенку, и его
семье. Ребенок осваивает новые навыки, а родители
осваивают, как эти навыки закреплять в повседневной жизни. Не исключено, что
ребенок с тяжелыми нарушениями не достигнет заметных результатов, зато
результаты, которых достигнет семья, могут быть очень значительными. Семья
преодолеет первоначальный стресс и научится создавать условия для развития
такого ребенка.