10.02.2021
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.
Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания
Использование музыки в быту детского сада, в образовательной деятельности по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности.
Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия, друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса»
1.Блок совместной деятельности педагогов с детьми
Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах.
Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно.
Например, начатая с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).
2. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность
В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной.
Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.
Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально.
В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды.
Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю
2. Показывать образцы точного выполнения движений.
3. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
4. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
5. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски
6. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
7. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
8. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «художественно – эстетическое развитие», сформировать предусмотренные программой умения и навыки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.02.2021
Дата обновления: 23.02.2021
Дата публикации: 10.02.2021