03.02.2021
Васильева
Вера Алексеевна,
музыкальный
руководитель,
высшая
квалификационная категория,
МБДОУ -
детский сад №497,
город
Екатеринбург
Духовная жизнь ребёнка полна
лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это
организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления
творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей
очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в
себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая
главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к
преобразующей деятельности.
Творческие способности детей дошкольного
возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них
театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом,
действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей
на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят,
помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих
способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе
лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно,
велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс,
если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить
свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они
умеют менять мир по своему “хотению” и потом жить и действовать в этом
воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её
в творческое русло.
Решая
задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в
театрализованной деятельности, рекомендуется:
1. Во
второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные
умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).
2. В
средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации,
мимике, пантомиме).
3. В
старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
4. В
подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче
художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача
театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев
или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить
себя, показать свои способности.
Н.А.
Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
- на
первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают
способам действий;
- задача
второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются
уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение
изменений, вариаций в знакомый материал;
- на
третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без
применения образцов.
Чтобы
привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности,
необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные
программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей.
Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не
сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно
воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С.
Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ),
расширять представления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих
способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
-
внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
-
изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть
потенциальные творческие способности в каждом);
-
формирование достаточно высокой самооценки;
-
воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте
основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в
результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не
то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в
творческом воображении и его воплощении.
Театральные
игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания
преподносите в виде проблемных ситуаций,
требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу
театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к
личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и
поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях
самостоятельность и уверенность в своих силах.
Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным сценариям в зависимости от
времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.
Работа
над спектаклем:
Создание
спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к
спектаклю нужно стараться соблюдать
несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не позволять одним детям вмешиваться в
действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать
себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети
ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая
встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена,
чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для
сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий,
широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами,
приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях
умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости,
стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей,
знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт,
старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие
возможности. Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов
работы над спектаклем:
1. Выбор
пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
2.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3. Работа
над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
4. Поиски
музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев,
разучивание вокальных номеров;
5.
Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
6. Работа
над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
закрепление отдельных мизансцен;
7.
Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными),
с музыкальным оформлением;
8.
Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение
ответственных за смену декораций и реквизита;
9.
Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера
– это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение.
Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от
внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю,
что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети
слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько
критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою
очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать
на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить
наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10.
Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.
Список используемой литературы:
1.
Буренина А.И. «Театр всевозможного».
Вып.1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,
перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
2.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. – 160 с. (Театр и дети).
3.
Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования, работающих с дошкольниками:
Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2021
Дата обновления: 09.02.2021
Дата публикации: 03.02.2021