01.02.2021
Проблема
педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ –
одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития
дошкольников.
Только в совместной
согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной
в программе.
Практика работы
современного детского сада показывает, что основные вопросы
музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель,
а воспитателю отводится роль его помощника.
Наблюдение и анализ
музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают
на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Воспитатели, находясь
в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального
воспитания
Использование музыки
в быту детского сада, в образовательной деятельности по развитию речи,
изобразительному искусству - большая редкость.
Наиболее эффективно
образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей,
что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит
использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в
выполнении определенных видов деятельности.
Для реализации этого
принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной
деятельности.
Музыкальный руководитель и воспитатель,
дополняя усилия, друг друга, создают тот эффект, который возникает при
кооперации труда.
Еще одной формой
непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя
является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса»
1.Блок совместной
деятельности педагогов с детьми
Блок совместной
деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной
деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем,
пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных
инструментах.
Целесообразно строить
совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при
желании мог продолжить ее самостоятельно.
Например, начатая
с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего
необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия,
инструменты).
2. Блок свободной
самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает
деятельность
В рамках этого блока
развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том
числе в музыкальной.
Задача воспитателя и
музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая
обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей
развивающий характер.
Педагоги должны
предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и
индивидуально.
В этом блоке
музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной
среды.
Воспитатель
подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих
его вмешательства.
Практика показывает,
что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во
всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на
музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке,
музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях
по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Такая деятельность
способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка,
позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском
мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.
Педагогу-воспитателю
необходимо:
1. Знать музыкальный
репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю
2. Показывать образцы
точного выполнения движений.
3. Углублять
музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в
группе с помощью технических средств.
4. Владеть
элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне,
тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
5. Привлекать детей к
творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски
6. Принимать активное
участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов,
кукольных спектаклей.
7. Оказывать помощь в
изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и
развлечений.
8. Быть артистичным,
изобретательным, эмоционально мобильным.
Все это возможно при
успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального
руководителя.
Успешное и
планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского
сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников
позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной
области «художественно – эстетическое развитие», сформировать предусмотренные
программой умения и навыки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2021
Дата обновления: 23.02.2021
Дата публикации: 01.02.2021