01.02.2021
Каковы же
возможности использования ИКТ по видам музыкальной деятельности?
Средства ИКТ
включаются во все виды музыкальной деятельности:
Так, например, в
разделе «Слушание музыки» и его подразделе «Музыкально –
образовательная деятельность»: использую мультимедийные презентации,
иллюстрации к музыкальному произведению, подборки слайдов для проведения
музыкальных викторин, при использовании видеоредактора составляю видеоролики
соответственно различным темам, а также использую видеофильмы разработанные
специально для детей. Мультфильмы студии «Союзмультфильм» представляют много
музыкальных мультфильмов положенных на классическую музыку: «Гномы и Горный
король», на темы музыки Эдварда Грига; «Картинки с выставки» на музыку Модеста
Петровича Мусоргского; мультфильм – симфоническая сказка «Петя и волк» на
музыку Сергея Сергеевича Прокофьева; «Детский альбом», на музыку фортепианных
пьес Петра Ильича Чайковского; «Танцы кукол» на музыку Дмитрия Шостаковича и
т.д.
Все эти фильмы,
ролики, презентации позволяют обогатить процесс эмоционально – образного
познания (а зрительное восприятие позволяет воспринимать образ еще быстрее и
глубже), вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение,
помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.
В музыкально –
ритмических движениях имеют место видео – клипы для знакомства с танцами
особенностями их исполнения (Пример Дмиртий Дмитриевич Шостакович «Вальс - шутка»),
а так же видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве. (Пример,
видео игра на перестроения. Просмотр детских выступлений. Все это способствует
реализации программных требований.
Следующий вид
деятельности – пение. Этот вид деятельности тоже предполагает
использование информационно – коммуникационных технологий. Так, условием
хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов,
музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных
иллюстраций, мнемотаблиц (пример) и презентаций к различным песням.
Разработан
комплект музыкально – дидактических игровых пособий с аудио приложениями.
Продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной
форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера
музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Угадай, на чем играю»,
«Кого встретил колобок?»)
В разделе «Игра
на детских музыкальных инструментах». При знакомстве детей с
музыкальными инструментами, группами музыкальных инструментов использую
обучающие видео-ролики, в которых рассказывается о музыкальных инструментах (разработаны
такие программы для детей, как «Шишкина школа», «Академия занимательных наук»).
Просматривая их, дети знакомятся с
различными группами инструментов и, самое главное, слышат звучание этих
инструментов, видят приемы игры.
При знакомстве с
оркестром, видами оркестров включаю видео - фрагменты с выступлением этих
оркестров, показываю, где и как располагаются группы инструментов
Для этой же цели
использую детские развивающие программы «Щелкунчик» и «Волшебная флейта», -
сочетание увлекательной компьютерной игры, музыкальной энциклопедии и
сказочного приключения в мире музыки. Завораживающие звуки симфонического
оркестра, сказочные персонажи – то, что помогает ребёнку погрузиться в мир
классической музыки.
Игры помогают
развивать слух, учат различать музыкальные инструменты.
Игровая честь
компьютерной программы представляет из себя серию загадок и викторин,
объединенных общей сюжетной линией: путешествуя по сказке, детям предстоит
найти ключ, который открывает дверь в секретную комнату, где запер Щелкунчик. В
зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка можно выбрать подходящий
уровень сложности игры и при необходимости воспользоваться подсказкой Усмуса –
волшебного обитателя дома музыки.
Очень интересна
детям такая форма работы, как видео – партитура, видео - оркестр. Это яркие
видео - ролики, в которых звучит музыка, а на картинках изображены музыкальные
инструменты, в том порядке, как они звучат.
При обучении
игре на металлофонах, ксилофонах, можно применять методику белорусских
музыкантов – «цветной оркестр». Каждому звуку, соответствует определенный цвет.
Не обязательно это должны быть кружочки или квадратики, это могут быть
цветочки, шарики, бабочки, в соответствии с тематикой музыкального
произведения. Можно провести аналогию, шарик воздушный, легкий, и звук должен
быть легким.
Выполняя эти
задания, у ребенка развивается воображение и творческие способности и делает
нашу совместную деятельность с детьми веселой, интересной и необычной.
На собственном
опыте, убедилась, что использование ИКТ на музыкальных занятиях приносит
большую пользу. Они становятся яркими и интересными, творческими.
Однако отмечу,
что использование компьютерных заданий никогда не заменит привычных методов и
технологий работы, а будет являться лишь дополнительным, удобным источником
информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный
эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс достижения
положительных результатов в работе. Главная роль в музыкальном воспитании
всегда остаётся за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с
другом!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.02.2021
Дата обновления: 09.02.2021
Дата публикации: 01.02.2021