18.01.2021
Уровень развития мелкой моторики – один
из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно
ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением
навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц
кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определённая
функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму,
недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может
привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния
ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают
неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой
не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.
Существует
огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно
условно разделить на несколько групп.
Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них.
Группа
игр с предметами.
1.выкладывание
из счётных палочек, спичек, камушек: фигурок, букв, сюжетных
картинок, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к
обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников
развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. При
этом я всегда стараюсь соблюдать главное условие – задания давать от простого –
к сложному.
Например:
надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его во флажок.
С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из
спичек на небольшой доске с нанесённым на неё тонким слоем пластилина.
2.
пальчиковые игры с карандашом (желательно,
шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие
задания:
- катать карандаш между ладонями обеих рук – от
кончиков пальцев до основания ладони;
- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого
и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно
правой и левой рукой;
- катать карандаш между соответствующими пальцами
обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным
пальцем левой руки и т.д.);
- поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша
по столу.
3.
упражнения с пуговицами развивают у детей репродуктивное и
творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную
координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются
плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы по контуру,
ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки («лото». «цирк» и др.),
изображают предмет – отгадку, героев произведений. С помощью упражнений, дети
научатся катать пуговицу, поставленную на ребро; застёгивать и расстёгивать
пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку; выкладывать
орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи.
4.
упражнения с крупой и семечками развивают у детей
логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию,
тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Учим детей
удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин
(катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать
горошину к столу и вращать её пальчиком); выкладывать геометрические или
растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или
схемам, или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат
семечки, зёрна, крупа, бобовые.
Дети очень
любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, развитие
координации пальцев и самомассаж, но и возможность немного пошалить.
Итак, давайте намного поиграем! Если в глубокую
ёмкость насыпать фасоль, это у нас получится «сухой бассейн» и запускаем в неё
руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки
и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда
ребёнку можно предложить отделить маленькое от большего – опять таки, её
Величество Сенсорика! Так как, сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в
таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас
попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку
большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и
безымянным. А сейчас, в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка
или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!
5.игры
с пластмассовыми крышками от бутылок, они могут помочь нам
ещё и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.
Указательный и средний палец. И «идём» пальцами, как
ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, шаркая.
В крышки пальчики обули.
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку на весёлую прогулку.
Каждый
пальчик - будто ножка,
Только
шаркает немножко.
Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Двигаемся на
«лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда
вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с
пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо
отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят
малыши.
6.Пальчиковая
гимнастика: для этого нам понадобятся обычные
бельевые прищепки. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от
указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котёнок- глупыш,
Он думает, это не палец, а малыш.
Смена рук.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Если взять круг из картона и прицепить к нему
прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? – Круглое! А какого оно
цвета? – жёлтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие
основных сенсорных эталонов.
7.
составление бус из макарон, скрепок, палочек для коктейля и т.д.
Нанизываем на проволоку, шнурок необходимое
количество бусин, шариков по образцу, по рисунку узора, по словесной
инструкции;
8.
сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет,
горошин, зёрен и т.д.); ребёнку
необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцами по
столу или осуществляя захват двумя пальцами правой(или левой) руки
поочерёдно(большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка» -
отделить;
- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек
(мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной
руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
- растирание ладоней грецкими орехами(массаж
ладоней, включая тыльную сторону):
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой
(двумя руками);
- перекладывание мелких предметов (бобов, гороха,
пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета
осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх
предметов одновременно;
- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных
игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным
ёмкостям;
- нанизывание колец на тесьму, стержень;
- выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр,
разнообразных рисунков;
- «рисование» картин крупой – возьмите поднос или
плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу
любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная
линия, попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны,
буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но
и массажирует пальчики. И плюс ко всему развивает фантазию и воображение.
9.
игры с бигудями:
-
использовать
как массажёр, катая их между ладошками;
- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается
конструктор;
- из мягких гнущихся бигудей можно выложить буквы,
цифры, фигуры.
10.игры
с перчатками:
Пришиваем на перчатку липучку для ткани, так чтобы
большой палец мог приклеиваться к остальным.
11.
игры с катушками от ниток:
- катаем катушку в ладошках;
- наматываем нитки на катушку.
12.
игры с носочками:
- наполняем носочки или мешочки разной крупой (для
развития тактильных ощущений);
- пришиваем большие бусины на носочки и получается
массажёр, одеваем на руку и водим ладошкой по телу ребёнка.
13.
игры с зубными щётками:
Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальцев, а
затем медленно опускаемся к их основанию. Далее растираем и ладошку.
14.
игры – шнуровки.
Группа игр с речевым
сопровождением.
Это игры и упражнения, основанные на использовании
различных стихотворений и потешек.
Они
необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития
речи, интеллектуального развития, совершенствования функции коры головного
мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.
1. С веток
ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
(«срывают» ягодки и «кладут» в ладошку).
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
(щепотку поднести ко рту)
Я поем ещё чуть-чуть –
Легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
(загибаем
пальчики)
Снова будем собирать!
2. 1,2,3,4,5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадётся
потихоньку
(по
ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка),
Может, мышка там живёт?
Кошка мышку стережёт. Мяу!
(Как
кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово
спрятать ручки от кошки).
И ещё много-много игр вы можете сами придумывать,
фантазировать, обыгрывать. Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью таких
игр.
Использование игр-упражнений позволяет:
- овладеть технической стороной письма и
элементарными графическими умениями;
- совершенствовать мышление и другие психологические
процессы, тесно связанные с мелкой моторикой;
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков
письма, в целом – становление базовых навыков и умений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2021
Дата обновления: 17.01.2021
Дата публикации: 18.01.2021