Уровень развития мелкой моторики

18.01.2021

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

   Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них.

Группа игр с предметами.

1.выкладывание из счётных палочек, спичек, камушек: фигурок, букв, сюжетных картинок, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. При этом я всегда стараюсь соблюдать главное условие – задания давать от простого – к сложному.

Например: надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его во флажок.

С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из спичек на небольшой доске с нанесённым на неё тонким слоем пластилина.

2. пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания:

- катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

- катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);

- поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

3. упражнения с пуговицами развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки («лото». «цирк» и др.), изображают предмет – отгадку, героев произведений. С помощью упражнений, дети научатся катать пуговицу, поставленную на ребро; застёгивать и расстёгивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку; выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи.

4. упражнения с крупой и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

   Учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать её пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам, или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зёрна, крупа, бобовые.

   Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, развитие координации пальцев и самомассаж, но и возможность немного пошалить.

Итак, давайте намного поиграем! Если в глубокую ёмкость насыпать фасоль, это у нас получится «сухой бассейн» и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

        Месим, месим тесто,

       Есть в печи место.

      Будут-будут из печи

      Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большего – опять таки, её Величество Сенсорика! Так как, сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным. А сейчас, в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

5.игры с пластмассовыми крышками от бутылок, они могут помочь нам ещё и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.

Указательный и средний палец. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, шаркая.

       В крышки пальчики обули.

      Смело в них вперёд шагнули.

      И пошли по переулку на весёлую прогулку.

      Каждый пальчик - будто ножка,

      Только шаркает немножко.

Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

      Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

      Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

         Мишка косолапый по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу  любимыми стихотворениями.

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши.

6.Пальчиковая гимнастика: для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

       Сильно кусает котёнок- глупыш,

       Он думает, это не палец, а малыш.

                           Смена рук.

         Но я, же играю с тобою, малыш,

        А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? – Круглое! А какого оно цвета? – жёлтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

7. составление бус из макарон, скрепок, палочек для коктейля и т.д.

Нанизываем на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции;

8. сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцами по столу или осуществляя захват двумя пальцами правой(или левой) руки поочерёдно(большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка» - отделить;

- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

- растирание ладоней грецкими орехами(массаж ладоней, включая тыльную сторону):

          «Я катаю мой орех,

          Чтобы стал круглее всех».

- перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

- перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;Хочу такой сайт

- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;

- нанизывание колец на тесьму, стержень;

- выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;

- «рисование» картин крупой – возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия, попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики. И плюс ко всему развивает фантазию и воображение.

9. игры с бигудями:

- использовать как массажёр, катая их между ладошками;

- липучие бигуди цепляем друг за друга – получается конструктор;

- из мягких гнущихся бигудей можно выложить буквы, цифры, фигуры.

10.игры с перчатками:

Пришиваем на перчатку липучку для ткани, так чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным.

11. игры с катушками от ниток:

- катаем катушку в ладошках;

- наматываем нитки на катушку.

12. игры с носочками:

- наполняем носочки или мешочки разной крупой (для развития тактильных ощущений);

- пришиваем большие бусины на носочки и получается массажёр, одеваем на руку и водим ладошкой по телу ребёнка.

13. игры с зубными щётками:

Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальцев, а затем медленно опускаемся к их основанию. Далее растираем и ладошку.

14. игры – шнуровки.

 

            Группа игр с речевым сопровождением.

Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений и потешек.

 Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функции коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.

               1.  С веток ягоды снимаю

                   И в лукошко собираю.

     («срывают» ягодки и «кладут» в ладошку).

                     Ягод – полное лукошко!

                     Я попробую немножко.

                   (щепотку поднести ко рту)

                    Я поем ещё чуть-чуть –

                   Легче будет к дому путь!

                   Я поем ещё малинки.

                  Сколько ягодок в корзинке?

                  Раз, два, три, четыре, пять…

                       (загибаем пальчики)

                    Снова будем собирать!

 

       2.   1,2,3,4,5 будем пальчики считать.

                (загибаем пальчики)

             Вот кулак, а вот ладошка.

            (показать кулак и ладошку)

            На ладошку села кошка и крадётся потихоньку

(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка),

            Может, мышка там живёт?

           Кошка мышку стережёт. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово

                  спрятать ручки от кошки).

 

И ещё много-много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать. Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью таких игр.

 

Использование игр-упражнений позволяет:

- овладеть технической стороной письма и элементарными графическими умениями;

- совершенствовать мышление и другие психологические процессы, тесно связанные с мелкой моторикой;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, в целом – становление базовых навыков и умений.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.01.2021

Дата обновления: 17.01.2021

Дата публикации: 18.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».