Программа дополнительного образования Волшебные пузыри

Содержание
№
I.
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
II.
2.1
2.2
2.3
III.
3.1
3.2
3.3

Наименование разделов

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи рабочей программы
Принципы реализации программы
Характеристика особенностей развития старшего дошкольного
возраста 3 -7 лет
Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками программы
Содержательный раздел
Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Описание видов, форм и методов организованной
деятельности детей.
Организационный раздел
Учебный план
Календарно-тематическое планирование организованной
образовательной деятельности 3 -7 лет.
Мониторинг результатов освоения программы оформленные
приложением

3.4 Программно-методическое обеспечение.
3.5 Материалы и инструменты, необходимые для работы
Приложения

Страницы
3
4
5
5
6

6
7
8

9
9
13
14
14

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Что любят дети больше всего на свете? Конечно же, играть! Играя, они активно
общаются между собой, приобретают новые представления, умения и навыки,
совершая первые открытия, познают окружающий мир. Развитие детей раннего
возраста возможно при непосредственном взаимодействии с воспитателем,
который создаёт все необходимые условия для познания и восприятия детьми
окружающий их предметный мир. Поэтому, данная рабочая программа с одной
стороны позволяет детям
получать первоначальные представления об
экспериментально – исследовательской деятельности, с другой - получать радость
и удовольствие от игр с водой и мыльными пузырями. Элементарное
экспериментирование доступно детям дошкольного возраста, т.к. ребёнок в этом
возрасте любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать. Ведущим
познавательным процессом для него является восприятие. Эти дети доверчивы и
непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую
деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того
чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность
предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников, в старшей
группе дошкольного возраста осуществляется через чувства и ощущения,
восприятия, мышления, памяти, внимания и воображения. Если для ребёнка в
раннем возрасте создавать предпосылки к поисково-познавательной деятельности
посредством исследовательских действий, умению наблюдать, то в дальнейшем
он проявляет устойчивый интерес к деятельности, не испытывает чувство страха
и неуверенности при ознакомлении с новым предметом или объектом. Для
расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения
детей в проектную деятельность, возникла идея: создать и внедрить в
образовательный процесс рабочую программу: «Волшебные пузыри». Игры с
мыльными пузырями — эта забава известная с давних времён и привлекает как
детей, так и взрослых. Это незабываемое и захватывающее зрелище способно
привнести оживление в любой праздник.
Новизна программы заключается в становлении первоначальных
исследовательских способностей дошкольников старшего возраста через развитие
экспериментальных навыков и в создании специально организованной
предметно-развивающей среды посредством использование нестандартного
оборудования.
Данная программа составлена с учетом нижеследующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом;
10 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад № 497 от 16.03.2021 № 423/46/36.
Срок реализации программы -1 год.
Форма проведения: групповые занятия с воспитанниками 3-х – 7-ми лет, с
количеством детей до 12 человек.
Длительность образовательной деятельности: 20 -25 минут.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель данной
программы: развитие
познавательной
активности
детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями
окружающей действительности.
Задачи:
 Расширять
и
систематизировать
элементарные
естественнонаучные и экологические представления у детей.
 Формировать навыки постановки элементарных опытов.
 Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности.
 Способствовать
овладению
приемами
практического
взаимодействия
с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать.
 Развивать умение пользоваться приборами - помощниками
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.
 Формировать коммуникативные навыки.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Наглядность (наличие дидактических материалов).
- Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка,
реализация творческих потребностей).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
1.4 Характеристика особенностей развития детей старшего возраста
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 3 до 7 лет
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим
характеристикам головной мозг старшего дошкольника приближается к
показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет
существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать
причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и
другие отношения. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве
и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко,
выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников
постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи.
Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события
и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран
и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и
объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет
идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего.
Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и
телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических
путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек
и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда,
профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в
современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого
дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и
самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о
причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы
проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные
наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В
старшем
дошкольном
возрасте
возрастают
возможности
памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего
воспроизведения
материала,
более устойчивым
становится


внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.
У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность
цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух,
значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и
воображать себе на основе словесного описания различные миры, например,
космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы,
волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх,
театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают
много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу,
обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать
выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со
сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению
детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и
практической деятельности. Развивается система межличностных отношений,
взаимных симпатий и привязанностей.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со
сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими
группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными
по составу. Так появляются новые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего
достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко
проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой
репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские,
строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные
игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и
девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают
сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется
потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются
нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства.
Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В
результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением
сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя,
своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному
решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для
достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных
способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со
взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых,
вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями,
впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает

самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и
компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми
(познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их
полноценного развития.
1.5 Планируемые результаты реализации программы
 Ребенок активно интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними.
 Ребёнок эмоционально вовлечен в действия с объектами или
предметами исследования.
 Ребёнок стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий.
II. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с
ФГОС ДО
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов,
интеллектуального
развития,
развитие
познавательно
исследовательской деятельности. При работе в данной области происходит
формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного
опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им, обследовать предметы
исследования, определяя их свойства.
Побуждать включать движения рук в процессе исследования и в
проведении простых опытов в экспериментальной деятельности.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами
исследования, формировать умение называть свойства изучаемых объектов.
В процессе игры стимулировать детей к познанию окружающего мира
посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
2.2. Календарно-тематическое планирование организованной
образовательной деятельности.
Месяц
Октябрь

Тема недели
«Фокусы с водой»
Цель: Познакомить
детей
с
основными свойствам
и воды.

Задачи
Развитие интереса к
познавательноисследовательской
деятельности.

Содержание
Пальчиковая игра:
«Умывалочка»
Опыт: «Бульбочки»

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить детей Игровая деятельность
со
свойствами
воды: с
окрашивание
воды, элементами
растворение морской соли в экспериментирования:

Ноябрь

воде.
Развивать
познавательную активность
и любознательность.
Игровая деятельность с
элементами
экспериментирования
«Зайка
серый Развитие
предметных
умывается»
действий с игрушкой в
эксперименталь
ной деятельности через игру,
воспитание
культурногигиенических навыков
«Дружба
воды
и Продолжать знакомить со
воздуха»
свойствами воды и воздуха,
воздух легче воды и
игрушки наполненные
воздухом не тонут.
«Мыло и вода – наши Дать детям представления о
лучшие друзья!»
том, что воздух находится в
Цель: знакомить детей разных предметах (губка,
с основными
резиновые
игрушки),
свойствами мыла.
показать как с помощью
«Мыльные пузыри»
воды и мыла можно сделать
мыльную пену и пузыри.
Познакомить
детей
с
разными
видами
мыла.
Знакомить с воздушной
струёй с помощью трубочек соломинок.
Развитие мелкой моторики,
активизация словаря.
«Знакомство с пеной» Показать наглядно, что мыло
пениться в воде. Развивать
познавательную активность
и любознательность.
«Такая пушистая,
нежная пена»

«Разноцветная вода!»

Игра: «Зайка серый
умывается»
Опыт: «Игрушка в
мыльном
пузыре»
Игра
с
«Рыбалка».

водой:

Игра-эксперимент:
«Поймай
пузыри».

П/игра:
пузыри».

«Мыльные

Игра-эксперимент:
«Сделаем
пену!»

Продолжать работу над
Игра - эксперимент:
воздушной
струёй, «Найди
познакомиться
со игрушки»
свойствами пены. Развитие
радостного настроения через
игры-эксперименты.

Декабрь

«Пенное царство»
Цель: познакомить
детей со свойством
пены:
«воздушная»,
«легкая», «белая».

Определить опытным путём
от
чего
зависит
интенсивность пены, работа
над воздушной струёй.

«Раз – пузырь, два Показать детям, как можно
пузырь»
сделать много пузырей, если
дуть в мыльную воду.
Развивать
тактильные
ощущения.
«Чудеса из пены»

«С
кем
дружат
мыльные пузыри?»
Январь

«Маленькие
волшебники»
Цель: активизировать
деятельность
детей
через
элементарные
опыты с мыльной
пеной.
«Ловишка
с
пузырями»

Обогащение игрового опыта,
выполнение и закрепление
практических действий о
свойствах мыльной воды.
Развивать творческое
мышление. Развивать
тактильные ощущения,
осязательные чувства.
Продолжать развивать
интерес к
экспериментальной
деятельности в процессе
игры. Развивать
воображение и
наблюдательность.
Развивать исследовательские
способности детей.
Развивать координацию
движений.

«Большие и маленькие Продолжать формировать
мыльные пузыри»
представления о
нетрадиционном материале
– пене. Совершенствовать
навыки наблюдения.
«Раздувайся пузырь, да Создать радостное
не лопайся!»
настроение у детей, желание
участвовать в развлечении.
Активизировать речь,
мышление. Развивать
ловкость в подвижных
играх.

Игра-эксперимент:
«Пенка на
ладошках!»
Игра:
«Устроим
снегопад из мыльных
пузырей.
Игра: «Если
весело
тебе, то
делай так».
Опыт:
«Большое
мыльное
чудо»
Игра-эксперимент:
«Дорожки
по зеркалу»
Опыты
с
мылом:
«Мыло в
воде», «Мыло и губка»,
«Опыт с трубочкой»
Игра: «Пускание
пузырей:
чей дальше?»

Игра: «Поймай пузырь
на ладошку»

Игра – эксперимент:
«Какие
разные
мыльные
пузыри!».
Подвижная
игра:
«Мыльные пузыри»
Экспериментальная
деятельность
Игра: «Кто больше
всех надует мыльный
пузырь»

Февраль

«Секрет
мыльных
пузырей»
Цель: стимулировать
развитие
познавательного
интереса
к
окружающему
в
процессе
экспериментирования.

Обогащать имеющиеся у
Игра - эксперимент:
детей представления о
«Где легче
свойствах мыла и воды:
плыть кораблику?».
воздух, попадающий в воду
образует быстро
лопающиеся пузыри; воздух,
попадающий в мыльную
воду образует стойкую пену
из множества пузырей.

«Поиграем с мыльной Продолжать работу по
пеной!»
обогащению
непосредственного
чувственного опыта детей в
познавательноисследовательской и
игровой деятельности.
«Мы пускаем пузыри» Активизировать и
систематизировать у детей
представления о свойствах
мыла и воды. Развивать силу
и длительность выдоха.
«Пузыри воздушные, Развивать у детей умения
ветерку
использовать различные
послушные…».
инструменты по надуванию
пузырей. Воспитывать
наблюдательность и интерес
к экспериментам, умение
работать в коллективе.

Пальчиковая
гимнастика
«Моем ручки».
Опыт: «Игра с пеной»

«Вместе весело играть,
пузыри надувать!»
Цель: совершенствова
ть
работу
над
воздушной струёй.

Игра – эксперимент:
«Пенка на
ладошках!»
Подвижная игра
«Мыльные
пузыри».

Март

«Помощники
Мойдодыра».

Развивать познавательный
интерес в процессе
экспериментирования.
Развивать творческое
воображение.
Загадки и конкурсы про
мыльные пузыри.
Познакомить с
разнообразными способами
выдувания пузырей.
Развивать двигательную
активность детей, навыки
ориентировки в
пространстве.

Игра: «Кто больше
всех
поймает
мыльных пузырей»
Игра
на
«Мыльная
пена».

дыхание

Игра: «Помощники
Мойдодыра».

Апрель

«Снегопад из мыльных Упражнять детей в
пузырей»
выполнении дыхательного
упражнения для выдувания
мыльных пузырей.
«Волны из пены»
Продолжать развивать
тактильные ощущения,
осязательные чувства,
воображение и фантазию,
творческое мышление,
эмоциональные восприятие,
наблюдательность, навыки
экспериментальной
деятельности.
«Радуга пузырьков»
Продолжать формировать у
Цель: закреплять
детей наблюдательность,
представления у детей любознательность в ходе
об основных цветах опытов и экспериментов,
через исследовател.-ю совершенствовать умение
деятельность.
делать простейшие выводы.
«Озорные пузыри»
Продолжать развивать
тактильные ощущения,
осязательные чувства,
воображение и фантазию,
мышление, внимание,
моторику посредством
экспериментальноисследовательской
деятельности.
«Пузыри
бывают Продолжать работу по
разные»
обогащению
непосредственного
чувственного опыта детей в
разных видах в
экспериментальноисследовательской
деятельности.
«Пузыри воздушние» Продолжать формировать
познавательные способности
детей посредством игрыэксперимента.

Игра
на
внимательность:
«Лети, лети
пузырь!»
Чтение
художественной
литературы
о мыльных пузырях –
стихотворения
Я. Акима, С. Маршака
Опыт:
«Пенящие
волны»
Нетрадиционное
рисование
«Радуга пузырьков».
Игра: «Зайка серый
умывается».
Игра – эксперимент:
«Сделаем
пену!»
Пальчиковая игра: «У
нас
босые ножки».

Прослушивание песни
«Мыльные пузыри»
композитора
С. Ермашкевича
Опыт: «Форма пузыря»

Подвижные
игры:
«Пузырь»,
«Пузыри в баночке».

Май

«Волшебство мыльных
пузырей»
Цель: развивать
эмоциональное
восприятие с помощью
игры в «Мыльные
пузыри».
«Воздушная пена»

«Поиграем
пузырьками»
«Разноцветные
пузырики».

Развивать интерес к игре –
эксперименту, поддерживать
бодрое,
радостное настроение.

Игра – эксперимент:
«Цветные
мыльные пузыри»
Пальчиковая
гимнастика
«Моем
ручки».

Закреплять представление
детей о мыльных пузырях и
их свойствах через
экспериментально –
исследовательскую
деятельность.
с Мотивировать детей на
включение в
исследовательскую
деятельность.
В совместной проектной
деятельности
способствовать расширению
представлений детей о
свойствах воды и мыла
посредством игры –
развлечения.

Подвижные
игры:
«Пузырь»,
«Мыльные пузыри!».
Игра
на
дыхание
«Мыльная
пена»
Игра: «Кто больше
всех
поймает
мыльных
пузырей»
Веселое развлечение
«Разноцветные
пузырики».

2.3 Средства поддержки эмоциональной активности:
- картотека возможных игровых и проблемных ситуаций;
- картотека стихотворений, загадок, закличек;
- шаблоны, раздаточный материал, разрезные картинки, пазлы, и др.;
- инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи.
Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
является обязательным.

3.1 Учебный план

Октябрь Ноябрь
Тема
«Фокусы с 8
водой»
«Мыло и
8
вода – наши
лучшие
друзья!»
«Пенное
царство»
«Маленькие
волшебники»
«Секрет
мыльных
пузырей»
«Вместе
весело
играть,
пузыри
надувать!»
«Радуга
пузырьков»
«Волшебство
мыльных
пузырей»
Всего
8
8

III. Организационный раздел
Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

8
8

8

8
8

8
8

8
8

8

8

8

8

8

8

8

8
8

8

8

64

3.2.Формы организации воспитательно-образовательного процесса
Форма проведения: игры-занятия.
Примерная структура игры-занятия по экспериментированию
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап:
- создание благоприятного эмоционального настроя в группе;
- игра с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап:
- сюрпризный момент или появление персонажа;
3. Практический этап:
-подача новой информации на основе имеющихся данных;
- проведение элементарного опыта;
- закрепление полученных навыков на практике.
4. Рефлексия
Длительность образовательной деятельности: один раз в неделю по 20-25
минут.

3.3 Мониторинг результатов освоения программы.
Результат

Ребёнок
активно
интересуется
окружающими
предметами и активно
действует с ними.

Ребёнок эмоционально
вовлечен в действия с
объектами
или
предметами исследования.

Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует

Ребёнок стремится
проявлять
настойчивость
в
достижении
результата своих
действий.

3.4 Программно-методическое обеспечение.
1. Малофеева Н. Н. Большая книга самых интересных фактов. – М.: ЗАО
«РОСМЭН-пресс», 2010. – С.149.
2. Гегузин Я.Е. « Мыльные пузыри»
3. Как сделать мыльные пузыри. http://www.all-ebooks.com/
4. Мыльные пузыри (видео). http://www.consumer-club.com.ua/multimedia/tag/
5. http://igrushka.kz/vip58/puzir.php - Мыльные пленки и пузыри.
6. http://www.nevcos.ru/fl.html - Секреты производства мыльных пузырей.
7. Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет, Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева
Е.Н., 2002.
8. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне и на даче,
Болушевский С.В., Яковлева М.А., 2015.
9. Хюндлингс А. «Вода и воздух. Советы, игры и практические занятия для
любопытных детей от 4 до 7 лет.»
10. Сенсорное развитие – Е. А. Янушко
3.5 Предметно-пространственная среда для экспериментирования
1. Компонент дидактический.
- картотека опытов;
- картотека подвижных и малоподвижных игр, физминуток;
- картотека дидактических игр;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека стишков, потешек;
- методическая литература, книги.
2. Компонент оборудования
- тазы с водой;
- трубочки разного размера и ширины;
- зеркало или стекло;
- кукольная посуда;
- мелкие игрушки (тонущие и разного размера);
- наборы для рисования;
- одноразовые стаканчики;
- одноразовые ложки;

- губки для мытья посуды.
3. Компонент
стимулирующий
различные виды мыла;
- шампунь;
- мыльные пузыри;
- пластилин;
- морская соль;
- бархатная и обычная цветная бумага.

Приложения

Приложение№1

Пальчиковая игра «Умывалочка»
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).
Пальчиковая игра «У нас босые ножки»
У нас босые ножки,
Мы в облака летим, летим.
Мы там себе сапожки
Купить хотим, купить хотим.
Здесь, на земле, сапожник
Не стал их шить,
Не стал нам шить,
Сказал он: «Птичкам можно
И так прожить, и так прожить».
Пальчиковая ига «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы
стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

Приложение №2

Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони,
держа кончики пальцев вместе
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки — машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, – бегут на месте
Захотим его догнать
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать — развести руки в стороны
Физминутка: «Мыльные пузыри»
Раз, два, три
Раз, два, три –
Я пуская пузыри.
Мыльные воздушные.
Ветерку послушные

Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять
Над домами, над лесами.
Над зелёными садами.
Я пускаю пузыри,
Мама, мама, посмотри!

Приложение №3

Игра: «Пузыри в баночке»
Дети летают под музыку. Как только музыка перестает играть все пузыри
должны собраться в «баночку». (заранее оговоренное место, но не забывайте,
что пузыри не сталкиваются друг с другом).
Игра «Если весело тебе, то делай так». Игра проводится под музыку.
Если весело тебе- то делай так.
хлопают в ладоши
Если весело тебе- то делай так,
дети прыгают
Если весело тебе- то делай так.
топают ножками
(Дети повторяют за воспитателем движения).
Игра: «Поймай пузырь в ладошку»
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!
Подвижная игра "Пузырь".
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Он летел, летел и за веточку задел.
Лопнул пузырь! Ш-ш-ш-ш-…(в этот момент дети садятся на корточки и
произносят звук "ш-ш-ш").
Игра «У кого пышнее пена»
Оборудование: пластмассовые тазы с мыльной водой, трубочки для коктейля.
Дети (по трое) располагаются вокруг таза и с помощью трубочек создают
обильную пену.
«Мыльные пузыри»
Цель: учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве,
упражнять в беге врассыпную.
Ведущий: Пузырьки- смешной народВ мыльных пузырях живет.
Вот и вы сейчас будете пузырьками, а обручи- вашими домиками, занимайте
их. По сигналу «Полетели» дети одной из групп выбегают из обручей и
«летают». (В это время убирают 1-2 обруча). По сигналу «Домой» дети
возвращаются в обручи. Тот, кому не хватило обруча, выбывает из игры,
становиться болельщиком. Игра повторяется несколько раз.

«Озорные ладошки и мыльные пузыри»
Цель: учить соблюдать правила игры, упражнять в беге врассыпную,
развивать ловкость, быстроту, умение не наталкиваться друг на друга я во
время бега.
Ведущий: Дети, дети, посмотрите,
Мы-смешные пузыри! (выставляют ноги поочередно на пятку)
Вы соломинку возьмите, в банку с пеной опустите и подуйте! (дуют)
Раз, два, три- вырастают пузыри (разводят руками).
Растут, переливаются-все больше надуваются. (поворачиваются вокруг себя)
Вдруг ладошки появились, пузырьки ловить пустились. (выходят ловишки)
Хлоп, хлоп, раз, два, три, берегись,
пузыри! (ловишки хлопают в ладоши, грозят пальцем).
«Пузыри» убегают, ловишка их догоняет. Кого догнали и коснулись рукой,
тот отходит.

Приложение №4

Художественная литература:
Соломинку простую сейчас возьму я в рот
Воды в неё втяну я, потом слегка подую в соломинку - и вот,
Сияя гладкой пенкой, растягиваясь вширь
Выходит нежный, тонкий раскрашенный пузырь.
Воспитатель выдувает пузыри, дети наблюдают за ними, ловят их.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Подарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку,
Просто тюбик. А внутри
Притаились (что?) пу-зы-ри
Воды обыкновенной
В стаканчик набери Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри!
Мыльные пузыри
Елена Николаевна Егорова
Как красивы - посмотри! Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!
Пузырики
Андрей Ертышенков
Сидят в красивой баночке

сто тысяч пузырьков
зеленых... синих... красненьких...
Я дуть всегда - готов...
одни растут огромные
другие так себе...
и в каждом - хрупком - радуга
улыбка на лице
и ветер шут проказдник
готов всю жизнь играть...
как здорово... как здорово...
пузырики - пускать.
Мне надули шарик
Сиреневого цвета.
Мне сказали - розовый,
Но неправда это.
Шарик мой сиреневый
Весело летит.
Я за нитку дернула –
Нет, не убежит!
Я на шарик скотчем
Прикрепила глазки –
Будет шарик мышкой
Из волшебной сказки!
«Мыло»

Я.Аким.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло Мыло тебя наконец бы отмыло!
Посмотри, посмотри,
Мы пускаем пузыри.
Видишь в каждом пузыре
По малиновой заре,
По березе, по метле.
Ты смотри, ты смотри
Полетели пузыри:
Красный, желтый, голубой,
Выбирай себе любой!
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.

Мыльный пузырь
Арина Забавина
Красивый радужный пузырь
Привык к сиюминутной славе.
А всё же, лопнув, как волдырь,
Лишь место мокрое оставит.
Мыльные пузырики весело летят
И красивой радугой радуют ребят.
Мыльные пузырики, как вы хороши,
Мыльные пузырики, рады малыши!
Пузыри
Виктор Пахомов
Как красиво! Посмотри!
Мы пускаем пузыри
Мыльные, цветные,
Нами надувные.
Нет забавнее игры
Для весёлой детворы:
Пузыри пускают,
Щёки надувают.
Теплую водичку льем на нашу птичку
От водички, от водицы,
Все улыбками искрится!
От водички, от водицы,
Веселей цветы и птицы!
Даша купается,
Солнцу улыбается!
Горит, как хвост павлиний.
Каких цветов в нём нет!
Лиловый, красный, синий.
Зелёный, жёлтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет лёгкий шар,
То в нём синеет море,
То в нём горит пожар.
С. Я. Марша

Сказка про пузыря - хвастунишку
Жил-был однажды мыльный пузырь. Он очень любил хвастать. «Я самый
важный, я самый красивый, я самый большой пузырь на свете!» - кричал
пузырь. И все с ним соглашались.
А еще он любил летать. Полетел пузырь как-то высоко в небо. Летал, летал да
зацепился за дерево и повис. Висит пузырь на дереве. Далеко ему видать.
Захотелось пузырю про себя всем рассказать. И стал он что есть силы кричать:
«Я самый важный, я самый красивый, я самый большой пузырь на свете!» Но
никто его не слышал.
Пролетела мимо черная ворона и сказала: «Кар-р, какой воздушный шарик!»
Пузырь обиделся и еще громче закричал: «Я самый важный, самый красивый,
самый большой пузырь на свете!» Не выдержал и... лопнул.
Показываю грустного колобка – Ребята, мне стало грустно, что мыльный
пузырь лопнул. А кому еще вместе со мной стало грустно? Ребята, а этот
колобок улыбается, он не расстроился. Кто еще улыбнется. Посмотрите, а вот
ворона, кажется, очень удивилась. Может кто то тоже удивился, что наш
мыльный пузырь лопнул? Хвастаться ребята конечно, не очень хорошо. Но все
ровно нам стало жалко пузыря. Но я не хочу, что бы вы грустили, поэтому
предлагаю вам поиграть. Может, возьмем с собой ворону? Пусть тоже вместе с
нами повеселиться.
Приложение № 5

Картотека опытов
Опыт №1 «Скачущий пузырь».
Надеть на руку шерстяную варежку. Выдуйте и осторожно попробуйте
заставить шарик подпрыгивать. Мыльный пузырь, не меняя формы и не
лопаясь, мягко опускается на варежку и даже подпрыгивает! Поверхность
пузыря из мыла и воды достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки
варежки и как бы парит в воздухе.
Опыт №2 «Пузырь в пузыре».
Поверхность стола смазываем мыльным раствором. Выдуваем большой
пузырь на стол. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только
кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря
проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно
начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом.
Осторожно вытягиваем соломинку.
Опыт №3 «Большое мыльное чудо».
Выдували мыльные пузыри, из трубочек различного размера, воронки.
На размер пузыря влияет диаметр воронки, чем она больше, тем крупнее
получается пузырь.
Опыт №4 «Бульбочки».
На столе расставлены емкости с водой, трубочки, набираем носом
воздух, и выдыхаю через рот через трубочку. Напоминаю, что воду в рот брать
не надо.

Опыт №5 «Игрушка в мыльном пузыре».
Наливаем мыльного раствора настолько, чтобы дно было покрыто слоем в
2 – 3 миллиметра вышины; в середину кладем маленькую яркую фигурку и
вокруг игрушки медленно выдуваем мыльный пузырь. Когда этот пузырь
достигнет достаточных размеров, убираем трубочку. Фигурка оказывается
лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки.
Опыт №6 «Форма пузыря».
Пробовали выдуть пузырь из овальной, круглой, пятиконечной
рамки пузыри получались круглыми. Тонкая и гибкая оболочка стремится
принять форму шара, в таком виде пузырь прочнее всего. Получить мыльный
пузырь некруглой формы не удалось.
Опыт №7 «Рисование по мыльной пене».
Делаем мыльные пузыри из хоз. мыла, делаем густую пену, берем гуашь и
кисточки и рисуем по пене.
В результате реализации проекта активизировалась познавательная
активность детей: Они узнали о способах приготовления мыльных пузырей;
Узнали о свойствах мыльных пузырей, что они всегда круглые; Попробовали
использовать мыльные пузыри нетрадиционно; Познакомились с
художественным словом: загадками, стихотворениями, сказкой. Попробовали
удержать мыльные пузыри в ладошках.
Опыт № 8 «Знакомство с пеной»
Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая»,
«белая», развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло. Ход проведения: Педагог говорит о
том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки
мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках
белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают
руки мылом до появления пены. Проговаривают: «Моем, моем, моем – чисто,
чисто, чисто, Будут ручки чисты, чисты, чисты». Дети наблюдают за тем, что
на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают
руки полотенцем.
Опыт № 9 «Мыльные пузыри»
Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные
ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять
представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая». Оборудование:
мыльные пузыри. Ход проведения: Педагог предлагает малышам пускать
мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что
они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь. «Открываем колпачки, Выдуваем
пузыри, Вот – какие посмотри! Все они воздушные И очень непослушные! Как
бы нам их поймать – На ладошке подержать!»
Опыт №10 «Купаем куклу Дашу»
Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в
игре. Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка Ход
проведения: Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша

и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно
участвуют:
наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо,
ручки и т.д.
Опыт №11 «Стираем платочки»
Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование: ёмкость, платочки, мыло. Ход проведения Педагог показывает
детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что
их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло,
начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и
дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают
платочки на верёвке.
Опыт № 12 «Игра с пеной»
Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.
Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.
Ход проведения: Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и
каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее
слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать
дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно
совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
Опыт № 13 «Рисуем пеной по зеркалу»
Цель: развивать творческое мышление. Оборудование: ёмкость для
воды, мыло, кисточки или губка. Ход проведения: Педагог предлагает детям
рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие
пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого
что получилось.
Опыт № 14 «Разложи пену по формочкам»
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные
ёмкости. Ход проведения: Педагог, взбив пену, расставляет на
столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам,
что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки.
Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Опыт № 15 «Пенящие волны»
Цель: развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: губка, мыльница, два таза (один с водой, второй с пеной). Ход
проведения: Малыши наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и
обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие
звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам
губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как
они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть:
просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы
малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то
просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.

Опыт № 16 «Ах какая пенка!»
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность,
любознательность и познавательную активность. Оборудование: венчики по
количеству детей, ёмкости с водой Ход проведения: Педагог показывает
малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену.
При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом.
Опыт №17 «Делаем мыльные пузыри»
Рецепт с кукурузным сиропом: 1 стакан теплой, лучше дистиллированной
воды, 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды, 1-2 столовые ложки
светлого кукурузного сиропа. Смешать все ингредиенты.
Рецепт с глицерином: 1 стакан теплой воды, 2 столовые ложки жидкости для
мытья посуды, 1 столовая ложка глицерина. Глицерин обычно можно найти в
любой аптеке или отделе для мыловаров - он используется при изготовлении
мыла. Смешайте все ингредиенты вместе в контейнере.
Рецепт с сахаром: 1 стакан теплой воды, 2 столовые ложки жидкости для
мытья посуды, 2 столовые ложки сахара. Смешайте сахар в теплой воде, пока
она не растворится. Затем добавить жидкость для мытья посуды.
Опыт №18 «Форма пузыря»
Возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На
конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно
сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде
звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае замкнутость каркаса.
Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку.
Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму,
имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот
поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и
выглядят как почти правильные сферы.
Опыт №19 «Рисование мылом»
Оно развивает у ребенка фантазию.
1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла
изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить
в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.
В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но
приобретете новую картину, созданную своими руками.
Опыт №20 «Пузырь-великан»
С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см.
Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие.
«Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра
воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором,
иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку,
тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре
снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем,
чтобы неженка-пузырь не лопнул.

Опыт №21 «Пузыри-попрыгунчики»
Оберните ракетку шарфом, выдуйте шарик и постарайтесь опустить его на
ракетку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать. В результате
мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и
даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь
опирается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.
Опыт №22 «Мыльный пузырь зимой»
Очень интересно выдувать мыльные пузыри зимой на улице. Пузырь при
медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C.
Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая
корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся
пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки,
как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины,
отдельные обломки закрутятся в трубочки.
Опыт №23 «Лодка с мыльным двигателем»
Наполните тазик водой, положите лодочку (треугольник из картона) в угол
тазика, острым углом по направлению к центру. Попросите ребенка обмакнуть
палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду за
лодочкой. В результате лодочка мгновенно начинает двигаться к
противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются
действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите
повторить эксперименты, то воду в тазике замените на новую.
Опыт №24 «Парение в воздухе»
Вместе со взрослыми мы наблюдали, как мыльный пузырь парит на
поверхности газа. На дно сосуда мы насыпали соду, на которую налили
немного уксуса, мы слышали шипение. Мыльный пузырь «парил над газом»,
не падая на дно сосуда, и не лопался. Созданные в сосуде условия не
позволяли шару лопаться.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».