Содержание: 1. Целевой раздел…………………………………………………………..…3 1.1 Пояснительная записка………………………………………………...3 1.2 Цели и задачи реализации программы…………………………..……3 1.3 Принципы и подходы к реализации программы…………….........….4 1.4 Значимые характеристики для реализации программы……………..5 1.5 Планируемые результаты……………………………………………...5 2. Содержательный раздел………………………………………………...…6 2.1 Содержание психолого-педагогической работы……………………..6 2.2 Особенности реализации программы……………………….………...6 2.3 Разделы программы…………………………………………………....8 2.4 Учебный план………………………………………………………..…9 2.5 Перспективный план работы…………………………………..……..11 2.6 Диагностика уровня развития певческих навыков……………...….21 3. Организационный раздел……………………………………………...…21 3.1 Расписание занятий…………………………………………………..21 3.2 Методическое обеспечение программы………………………….…21 3.3 Материально-техническое обеспечение……………………………22 3.4 Список используемой литературы…………………………………..22 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Вокальная студия» разрабатывалась в соответствии следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом; 10. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 497 от 16.03.2021 № 423/46/36. Содержание Программы включает дополнительное образование детей дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно - эстетическое развитие и обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка. Программа направлена на развитие вокальных способностей детей, формирование эстетического вкуса, улучшение физического развития и эмоционального состояния детей, их творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа направлена на обучение вокалу детей от четырех до семи лет и рассчитана на 3 года обучения. Новизна программы вокальной студии заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественноэстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной. Также использованы методики игрового обучения пению О. Кацер, А. Евтодьевой, М. Картушиной. 1.2 Цели и задачи реализации программы Цель программы - формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: Образовательные: Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной. Обучить детей вокальным навыкам. Воспитательные: Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее. Привить навыки сценического поведения. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала. Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус. Развить музыкальные способности детей. 1.3 Принципы и подходы к реализации программы Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей. Основными подходами к формированию Программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; - cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. 1.4. Значимые характеристики для реализации программы Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 4 до 5 лет смешанное); - - используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе; певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная; отсутствие отдельных звуков в речи; не могут следить за чистотой певческой интонации; поют мелодию не всегда верно; отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории. Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 5 до 6 лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движения; певческий диапазон в пределах ре -си, ре - до; способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни; голос становится более звонким; отсутствие отдельных звуков в речи; способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения; - ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения; певческая дикция у большинства детей правильная; хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. - Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 6 до 7 лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движения; певческий диапазон в пределах ре -си, ре - до; способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни; голос становится более звонким; отсутствие отдельных звуков в речи; способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения; - ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения; певческая дикция у большинства детей правильная; хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. 1.5. Планируемые результаты В результате освоения Программы воспитанники: - имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству; - поют естественным голосом, протяжно; - умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют; - различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; - умеют контролировать слухом качество пения; - выработана певческая установка; - могут петь без музыкального сопровождения; - внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов; - могут петь без помощи руководителя; - проявляют активность в песенном творчестве; - поют дружно, не отставая и не опережая друг друга. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание психолого-педагогической работы Пение - один из тех видов музыкальной деятельности, который обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников. Слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память развиваются на занятиях пением. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 2.2. Особенности реализации программы В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т.д); тембровыми подгруппами; при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам. Программа вокальной студии включает выполнение следующих модулей: 1. Музыкальная подготовка (развитие музыкального слуха, развитие музыкальной памяти, развитие чувства ритма) 2. Вокальная работа (прослушивание голосов, певческая установка, дыхание, распевание, дикция, работа над репертуаром) Структура занятия включает: 1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (в это время проводится физминутка). 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальная игра. 2.3. Разделы Программы Музыкальная подготовка Тема 1. Развитие музыкального слуха. Содержание занятия. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма проведения Практическая, дидактические игры. Тема 2. Развитие музыкальной памяти Содержание занятия. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма проведения. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание занятия. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Форма проведения. Практическая, дидактические игры. Вокальная работа Тема 1. Прослушивание голосов. Содержание занятия. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма проведения. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание занятия. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма проведения. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание. Содержание занятия. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма проведения. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция. Содержание занятия. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма проведения. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность. Тема 5. Работа над репертуаром. Содержание занятия. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма проведения. Коллективная. 2.4. Учебный план В учебном плане вокальной студии предусмотрено 72 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20/25/30 минут. Состав вокальной студии формируется с учетом желания детей, результатов диагностики их вокальных и желаний родителей. Наполняемость группы на занятия10 ? человек. № Модули 4 -5 лет 5-6 лет 6-7 лет (содержание) кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов Вводное занятие теория практика теория практика 2 2 теория практика 2 2 2 Музыкальная подготовка 1. 2. 3. Развитие музыкального слуха Развитие музыкальной памяти Развитие чувства ритма 2 6 2 6 2 6 2 6 2 6 2 6 2 6 2 6 2 6 Вокальная работа 3. Прослушивание голосов Певческая установка. Дыхание Распевание 4. Дикция 5. Работа репертуаром ИТОГО: 1. 2. 2 над 2 2 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 10 12 60 12 60 12 60 72 72 72 Программа рассчитана на 3 года обучения – средняя, старшая и подготовительная группы. Средняя группа – первый год обучения – это дети 4-5 лет, старшая группа – второй год обучения – дети 5-7 лет, подготовительная группа – 6-7 лет. Занятия 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста). Всего в году – 72 занятия. Это позволяет правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 10 человек. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, по принципу их одаренности. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей. 2.5. Диагностика уровня развития певческих умений: Диагностика индивидуальных певческих способностей детей проводится два раза в год - в сентябре и мае (Приложение 1). Кроме того в ходе занятий осуществляется наблюдение педагога, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях ДОУ, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников студии. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актерской игрой. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях. 3. Организационный раздел. 3.1.Расписание занятий Непосредственная деятельность студии проводится в соответствии с объемом учебной нагрузки детей 4-7 лет и с учетом СанПин 2.4.1.3049 День недели Время проведения 3.2. Методическое обеспечение программы. 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного 2. 3. 4. 5. 6. возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры. – Ростов-на-Дну «Феникс», 2010. Замуруева О. «Развиваем музыкальный и ритмический слух». - Ростов-на-Дну «Феникс», 2013. Пряхина Е.Н. Музыка ипесни для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград Издю «Учитель», 2010г. Олифирова Л.А. Подружитесь с песенкой: Песни, упражнения, музыкальная сказка для дошкольников и младших школьников. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2010. 7. Евтодьева А.А. «Учимся петь и танцевать, играя» 8. Песни Л.Хисматуллиной. Вып. 1,2,3 9. Песни Елены Обуховой, А. Евтодьевой для 4-7 лет. 3.3. Материально-техническое обеспечение. 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетиционного зала (сцена). 3. Фортепиано. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Медиатехника. 7. Зеркало. 8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала). 9. Нотный материал, подборка репертуара. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 11. Записи выступлений, концертов. 3.4. Список используемой литературы: 1. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г. 4. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г. 5. Ольга Кацер «Игровая методика обучения детей пению». Музыкальная палитра «Санктпетербург» , 2005 г.