01.02.2021
Васильева Вера Алексеевна,
музыкальный
руководитель,
высшая
квалификационная категория,
МБДОУ - детский сад №497,
город
Екатеринбург
В современных условиях родители
имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей, а также
имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и
воспитания. Дошкольная образовательная организация призвана помогать им в этом.
Работники детского сада готовы консультировать родителей по любым вопросам, но
эффект будет только тогда, когда эти вопросы актуальны для самих родителей и
если родители будут сами активны и инициативны в их решении. Для того, чтобы
взаимодействие и сотрудничество стало актуальным для родителя, необходимо
создать условия для возникновения интереса родителя к успехам и достижениям
своего ребёнка.
Т.е. необходимо продумать такие
формы организации сотрудничества, при которых центром сотрудничества педагога и
родителя станет их ребёнок. В нашем саду осуществляется сотрудничество с
семьями воспитанников по реализации образовательной программы ДОУ через
вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в рамках проектов,
клубов, кружков и других досуговых мероприятий.
Музыкально-театральные проекты – это
цикл долгосрочных педагогических проектов «С игрой по сказке». В каждой группе
в течение года был поставлен спектакль, в котором участвовали педагоги и дети.
Родители помогали в изготовлении шапочек, костюмов к спектаклю. Постепенно
родители сами стали выполнять небольшие роли со своими детьми. В течение 5-ти
лет пребывания ребенка в детском саду совместно с родителями поставили большое
количество спектаклей по сказкам.
Так в результате реализации проекта
появился родительский клуб «Зазеркалье», в рамках которого родители не только
создавали условия, но и стали полноправными участниками спектакля – актёрами,
костюмерами, декораторами.
От театральной деятельности перешли
к организации семейных встреч в группах. Такие встречи важны для родителей
особенно ясельной группы, т.к. дети ярко откликаются на музыку и проявляют
большой интерес к играм под музыку. В рамках клуба «Растём вместе» в первой
младшей группе были проведены встречи: «Игры с шарами», «Игры с куклой»,
«Путешествие с колобком», «Жадина» и др.
В старшей и подготовительной группах
реализовывалась авторская программа «Волшебные звуки музыки» по развитию
интереса к классической музыке у детей. Занятия проводились в форме музыкальной
гостиной с введением интеграции видов
искусства: музыки, литературы, живописи. Со временем на гостиные стали
приходить члены семей воспитанников. Так зародился семейный клуб «Большое
искусство – детям». Встречи строились на основе искусствоведческого рассказа по
картинам, который сопровождался слушанием классической музыки композиторов
разных эпох.
Занятия по информационной
насыщенности являются итоговыми. Подготовка к ним включает в себя деятельность
музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей.
Воспитатели в совместной работе
обогащают детей знаниями о мире природы, социальном окружении, знакомят с
литературными произведениями. В образовательных ситуациях по продуктивным видам
деятельности дают представления о художественных средствах выразительности. Именно
воспитатели в индивидуальной работе с детьми имеют возможность узнать о
переживаниях и чувствах ребёнка, вызванных тем или иным произведением
искусства, поэтому мы при подготовке к итоговому занятию ориентируемся на
возможности детей, о которых сообщают воспитатели. Музыкальный руководитель
знакомит детей с творчеством русских и зарубежных композиторов, с видами
различных оркестров, с их составом. Дети с удовольствием музицируют на
инструментах Карла Орфа в детском оркестре.
Педагог-психолог проводит эмоционально-развивающие занятия с введением
игр и игровых этюдов по ознакомлению с эмоциями и чувствами человека. Каждая
такая встреча завершается совместным выполнением творческого задания, например, «Открытка для бабушки», «Снеговики и снеговички»,
«Цветы для мамы» и др. Родители всегда благодарят нас за возможность окунуться
в мир искусства вместе с детьми. Из всего сказанного можно сделать вывод:
только увлечённые и эмоционально-чуткие взрослые могут помочь ребёнку открыть
мир большого искусства, которое будет способствовать развитию любви к Родине.
К индивидуальным формам активного
взаимодействия педагога, ребёнка и родителя относится кружковая работа. Таким
кружком по обучению детей старшего возраста игре на фортепиано является кружок
«До-ми-солька».
Большую роль в поддержке интереса
родителей к обучению детей играет исполнительская деятельность ребёнка. Для
этого требуется подготовка материала для домашних заданий – авторская тетрадь
донотного и нотного периодов «Музыкальная фасоль». Большую подготовку
требую сольные концерты, где родители
активно помогают музыкальному руководителю и ребёнку в организации
концерта. Дети с родителями выполняют
рисунки к музыкальным произведениям, ребенок разучивает нотный текст, учится
играть в ансамбле. На сольных концертах дети группы исполняют песни под
аккомпанемент ребенка. В такую работу в кружке могут включаться одаренные дети
и их родители. За 20 лет работы кружка наш детский сад воспитал не одно
поколение музыкантов.
Использование этих форм
сотрудничества с родителями оказывает большую помощь в организации утренников,
развлечений, комплексных и интегрированных занятий, общесадиковских
мероприятий, таких, как «День рождения детского сада», «День знаний», праздник
успешности «Звёздный дождь», «День подарков» и др.
Комплексные и интегрированные
занятия «Овощная сказка», «В гостях у королевы ножниц», «Математика и ложки» и
др.
Так как родители заинтересованы в
музыкальной деятельности ребёнка, то мы принимали участие в различных
музыкальных конкурсах. Это ежегодный городской фестиваль «Шире круг», «Лучше
всех!», городские конкурсы: «Музыкальная семья»
(1 место), «Родные просторы» (1 место), «Минута славы» (два 1-ых места),
«Поющее детство» (2 место), «Сказочная карусель» (2 место), региональный
конкурс «Малыш на сцене» (победители в номинации «шумовой оркестр»). Дети
приняли участие во всероссийском краеведческом конкурсе «Всякому мила родная
сторона», где заняли 2 место.
Благодаря такой системе работы, дети
с удовольствием ходят в детский сад и родители нам за это благодарны. Любая
инновационная форма работы обогащает всю систему работы педагога.
Литература
• Алябьева Е. А.
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.:
Сфера, 2002. – 96 с.
• Алябьева Е. А. Психогимнастика в
детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 88 с.
• Артобалевская А. Первая встреча с
музыкой. – М.: Советский композитор, 1989.
• Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова
Н. Путь к музицированию. Ленинград: Советский композитор, 1980. – 183 с.
• Барсукова С. А. Азбука игры на
фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. – Р н/Д:
Феникс, 2001. – 120 с.
• Дьяченко Н. Музыкальные картинки. –
М.: Музыка, 1992.
• Игнатьев В., Игнатьева Л. Я
музыкантом стать хочу. – Ленинград: Советский композитор,1986. – 67 с.
• Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим
детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
• Крюкова С. В., Слобоняник М. В.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радусь. – М.: Генезис, 2000. – 208 с.
• Лебедева А. М. Развитие сенсомоторики для
детей старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с.
• Маралов В. Г., Фролова Л. П.
Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного
возраста. – Череповец: НМЦ управления образования мэрии, 1995. – 97 с.
• Петалова О.А., Видная И.В. В музыку
с радостью. СПб.: Композитор, 2005.
• Петрушин В.И. Музыкальная
психология. – М.: Владос, 1997.
• Симановский А. Э. Развитие
творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2021
Дата обновления: 09.02.2021
Дата публикации: 01.02.2021