01.01.2017
Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой»— открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т. п.
Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе — совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), взрослый широко использует прием речевого образца.
Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться) . Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» — Кошку кладу в платок) и т. д.
Педагог в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом для ответа), чтения рассказов, сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п', б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), переднеязычные (т, т', д, д’, н, н', с', л’), заднеязычные (к, к', г, г', х, х' ). Свистящие звуки (с, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, р', л ) он обычно или пропускает, или заменяет (с — с', ф'; з — с', в; ц — т'; ш — с’, т'; ж — с’, д'; ч — т’; щ — т’; р — л’; р' — л’; л — л’). Поэтому основная задача педагога — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 04.06.2019
Дата публикации: 01.01.2017