01.02.2021
В
практической работе и в ходе НОД по музыкальному воспитанию, применяю
здоровьесберегающие технологии, использую гимнастику, артикуляционную
гимнастику, логоритмические упражнения, игровой самомассаж, музыкотерапию.
Применение данной технологии помогает укрепить голосовой аппарат, развивает
дикцию, артикуляцию, способствует снятию напряжения в начале НОД у детей.
Так,
простые валеологические
песенки-распевки («Доброе утро!», «Трямди-песенка», «Просыпайтесь!»)
подготавливают голосовой аппарат ребенка к исполнению песен, поднимают
настроение, снимают мышечное напряжение.
Использую дыхательную гимнастику («Часики»,
«Петушок», «Насос», «Семафор», «Воздушный шар поднимается вверх», «Задуваем свечи»,
«Ушки», применяю во время организованной образовательной деятельности для
тренировки диафрагмальной мышцы, что очень полезно для здоровья дошкольника.), упражнения для артикуляции и дикции («Путешествие
язычка», «Зарядка язычка», «Самовар», «Лошадка», «Пароход» и др.).
Для развития
речевого аппарата применяю упражнения, разработанные
В.Емельяновым («Погреемся», «На коньках» и др.). Упражнения
проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в группе с воспитателем.
Очень важно соблюдать последовательность (от простого к сложному). Регулярное
использование упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно,
качество пения.
Применение логоритмических упражнений, таких
как «Умывалочка», «Зубная щетка», «Это я» и др., способствуют развитию чувства
ритма, включению в работу обоих полушарий мозга, повышают общительность детей,
доставляют радость.
Игровой массаж также используется
на музыкальных занятиях в детском саду. Приемы массажа полезны не только
больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела,
например «Превращение», ребенок воздействует на весь организм в
целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова
повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма,
нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и
эндокринных желез.
Пальчиковые игры («В комнате», «Дом»,
«Дружные пальчики», «Черепашка») позволяют в игровой форме разминать,
массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние
органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко,
О. Узоровой проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом
ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с
учетом возраста детей. Регулярное
включение в ход занятия музыкальных пальчиковых гимнастик стимулирует действие
речевых зон коры головного мозга детей, совершенствует внимание и память,
формирует ассоциативно-образное мышление и облегчает будущим школьникам
усвоение навыков письма.
Речевые игры – одна из форм
творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном
воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.
Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика,
артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых
игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста
овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает
эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. К звучанию
добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того,
формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут
сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое
музицирование пантомимические и театральные возможности.
Ритмодекламация - это ритмичное
произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в
соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием
текста (потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной
мелодии в низком регистре, а образу Медведя не подойдет скачкообразное движение
высоких звуков).
Музыкотерапия способствует
коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру
музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей,
успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы
музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением
психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает
напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка
нужна детям в течение всего дня. Поэтому создала фонотеку для использования
музыки в режимных моментах. Музыкотерапия очень нравится детям. Для применения
здоровьесберегающей технологии в нашем детском саду созданы все условия.
Для снятия эмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт
характера ребёнка использую метод практической психокоррекции
– психогимнастику:
упражнения на расслабление «Тряпичная кукла», «Сонный котёнок»,
«Уставший кот»; выражение разных эмоций «Непослушный Саша», «Даша и кукла
Катюшка», «Вова и щенок»; выражение негативных эмоций, сравнение разных
моделей поведения «Мама огорчена», «Лена помогла собачке», «Костя посадил
дерево». Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше
понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность
самовыражения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.02.2021
Дата обновления: 09.02.2021
Дата публикации: 01.02.2021