«Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»

07.02.2021

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна. 

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

По поему мнению, совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Материал, даваемый на музыкальных занятиях, должен быть согласован с воспитателями групп и отражать собою содержание текущей педагогической работы. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь – все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания.

Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрослых, так и для детей, воспринимающий музыкальный материал. 

Конкретные пути такой совместной работы сводятся к следующему: понимание целей и задач музыкального воспитания в детском саду и путей их осуществления, знакомство с планом работы музыкального руководителя. Подобранный для музыкальных занятий материал воспитатели вносят в свои рабочие планы, проводят учет его усвоения и учет индивидуального развития детей. 

В свою очередь музыкальный руководитель интересуется планами воспитательной работы. Очень ценно участие воспитателя в организации и проведении музыкальных занятий; например, через воспитателя я добивалась всегда, чтобы у детей была всегда мягкая обувь, легкая одежда, вместе с воспитателями я решала и вопросы, относящиеся к организации самого занятия. Так, например, мы сочли наиболее удобным размещение на музыкальных занятиях детей на стульях, расставленных не рядами, а полукругом. Это значительно облегчает процесс рассаживания, дает детям возможность после игры легко находить свои места, а воспитателю и мне лучше видеть друг друга.

На занятиях по слушанию я использую вокальные данные воспитателя, умение показывать музыкально-ритмические движения, умение играть на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах.

При наличии в группах современной аппаратуры воспитатель может прослушать музыкальный материал или совершенствовать танцевальные движения.

Наличие тесного контакта музыкального руководителя с воспитателем требуется и для проведения детских праздников. Продуманная работа, предшествующая празднику, ясность установок, усвоение музыкального материала, которая является содержанием успешного выступления, четкое знание каждым воспитателем своей роли на празднике, продуманность сюрпризных моментов – вот условия, гарантирующие удачное проведение праздника.

Если перейти к другим разделам воспитательной работы детского сада: игре, родному языку, знакомству с окружающей средой, то связь музыкальных занятий с этими разделами также очевидна. Музыкальная игра – одно из средств всестороннего музыкального развития, она помогает ребенку эмоционально воспринимать музыку, воспитывать его чувства, развивает мышление, воображение, волю. Чем больше у ребенка представлений об окружающей жизни, а также представлений, вынесенных им в ходе педагогической работы по развитию речи, тем легче и лучше он сможет отразить музыкальное содержание игры в конкретном двигательном образе. И здесь снова нужна тесная связь между музыкальным руководителем и воспитателем.

В свою очередь, использование песен в занятиях по другим разделам программы детского сада (на занятиях по природе, на прогулках, в беседах) помогает воспитанию у детей художественного вкуса, углубляет получаемые ими представления и повышает их жизненный тонус. В успешном внедрении песни, игры с песней и пляски в быт детского сада большую роль играет воспитатель. При этом важным является не только техническое умение воспитателя правильно преподнести детям ту или иную песню или игру, но и его желание сделать это и умение найти удачный момент для использования знакомого музыкального материала в своей работе. Воспитатель, обладающий такими данными, с большим успехом включает песню в игру, в беседу, в моменты знакомства с окружающей жизнью, в режимные моменты. 

Существенно, чтобы воспитатель был чуток и к проявлению детской инициативы в области музыки. Неоценимую услугу оказывают те воспитатели, которые делятся с ними своими наблюдениями над проявлением у детей интереса и любви к музыке. Интерес к музыкальным занятиям воспитателя положительно сказывается на повышении интереса к ним у детей. 

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

- От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

- От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

- От программного материала: в зависимости новый или старый материалХочу такой сайт

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
Индивидуальные консультации:

-Знакомство с задачами предстоящих занятий

-Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

-Продумывание внесения музыки в быт

Групповые консультации:

-Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)

-Составление сцен праздника

-Обдумывание сюрпризных моментов

-Обсуждение различных вопросов

В своей работе я использую ИКТ, активно привлекаю воспитателей к пению, танцам, театральным постановкам. Конечно же, для того, чтобы сделать праздник ярким и запоминающимся для детей и родителей для каждого представления шьются костюмы, все тщательно продумывается. И в этом также воспитатели принимают активное участие. Ведь каждой маме приятно, когда ребенок выглядит опрятно и красиво. Значение придается буквально всему – прическе (все девочки причесываются одинаково в соответствии с костюмами), цвету колготок, цвету носков и длине рукава рубашки у мальчиков. И во всем этом мне помогают воспитатели. 

Особое внимание я уделяю актерской игре воспитателей на праздниках. Да-да, именно актерской. Ведь наши представления – это полноценные спектакли для детей. Дети очень ждут праздников, потому что им обязательно будет интересно. Распределяя роли для взрослых, я конечно учитываю таланты воспитателей. Кто- то поет, кто - то танцует, кто -то может выучить огромное количество стихотворного текста, кто- то обладает яркой внешностью и харизмой, а у кого- то очень хорошие организаторские способности. Конечно, все работают по своему таланту и по силам, и когда все это совпадает, получаются интересные детские праздники. После очередного спектакля родители сказали нам, что у нас как в ТЮЗе, что и говорить, слышать это приятно.

Еще хочется сказать, что при подготовке к праздникам с ребятами во всех группах читаются сказки, по которым будет проходить праздник. Разбираются характеры героев, обсуждается прочитанное. И уже на празднике детям все понятно и тем не мене интересно смотреть сказку в исполнении воспитателей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.02.2021

Дата обновления: 07.02.2021

Дата публикации: 07.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».