Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания
МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления
инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа,
кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления,
обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) в образовательной организации. Входная группа оснащена табличками Брайля.
Доступ к кабинетам администрации,
методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством
предоставления сопровождающего лица.
В групповых помещениях обеспечен
свободный доступ к играм и игрушкам. МБДОУ
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую
деятельность: 2 учителя – логопеда,
педагог-психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц
с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование:
массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие
игровые модули.
Специально оборудованные учебные кабинеты
С целью логопедического коррекционно-развивающего
воздействия в ДОУ функционирует логопункт. Деятельность,
которогонаправлена на устранение речевых дефектов у детей
(совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение
словарного запаса), а также на предупреждение возможныхтрудностей в
процессе школьного обучения (профилактика
дисграфии,совершенствование познавательных процессови
обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Работа с детьми:
осуществление диагностики речевого развития;
определение и
реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта;
индивидуальные и
групповые занятия по коррекции звукопроизношения и развитию психологической
базы речи.
Работа с родителями:
консультирование
родителей, по всем направлениям работы (формирование полноценной звуковой
стороны речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка,
развитие связной речи);
участие в родительских собраниях, информирование
родителей о результатах психолого-педагогического обследования детей;
практические
тренинги по постановке и автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики.
Работа с воспитателями:
анализ работы
воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями
речевого развития отдельных детей;
участие в
педсоветах;
проведение семинаров-практикумов
для воспитателей.
Рабочее место учителя - логопеда оснащено методической литературой,
пособиями, материалами для педагогической деятельности. Имеются шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр,
пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для
хранения методической и наглядно-дидактической литературы и т.д
Имеется специальное оборудование: логопедическим
столом с зеркалом; индивидуальным
зеркалом для работы с детьми;
логопедическими зондами и шпателями; ватой стерильной, чистым полотенце.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия
по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников,
диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и
консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на
создание условий, способствующих охране психического здоровья детей,
обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию
способностей каждого ребенка.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Музыкально-спортивный зал
1. Предназначен для решения
задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным
оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино,
учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и
дидактическими играми.
2. Предназначен для решения
задач физического развития воспитанников, оборудован матами, мячами-фитболами,
гимнастическими скамейками лесенками.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет,
литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая
литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Методический кабинет оснащен
необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями,
литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным
оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы
по видам:
- методическая литература;
-наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ созданы все условия для
полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных
умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма,
развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован
музыкально-физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД,
физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и
нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения
физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование -
гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и
планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи,
ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели,
коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь
соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и
эстетики, СанПиНа. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают
анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети-инвалиды и дети с
ограниченными возможностями здоровья используют такие средства обучения, что и
остальные воспитанники детского сада: дидактические игры, демонстрационный и
раздаточный материал, игры для развития мелкой моторики и развития
эмоционально-волевой сферы.
Средства
обучения и воспитания
Речевое
развитие:
·
Наборы
предметных карточек по темам
·
Набор
сюжетных карточек по темам
·
Предметные
игрушки-персонажи
·
Комплекты
детских книг по темам
·
Иллюстрации
к детской художественной литературе
Социально-коммуникативное
развитие:
·
Игрушки
(куклы в одежде, куклы-младенцы, автомобили, одежда для кукол)
·
Наборы
игрушечной посуды
·
Наборы
парикмахера
·
Наборы
медицинских игровых принадлежностей
·
Игровой
модуль «Кухня»
·
Игровой
модуль «Парикмахерская»
·
Грузовые,
легковые автомобили
·
Набор
предметных карточек «Транспорт»
·
Наборы
сюжетных картинок «Уроки безопасности»
·
Оборудование
для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые
детские)
·
Природный
материал и бросовый материал для ручного труда
Познавательное
развитие:
·
Плоскостные
конструкторы, конструкторы,
·
строительный
материал
·
игрушки-персонажи
·
образно-символический
материал
·
нормативно-знаковый
материал
·
игры
на развитие интеллектуальных способностей
·
игрушки
– предметы оперирования
·
объекты
для исследования в действии.
Физическое
развитие:
·
Обручи
деревянные
·
Палка
деревянная гимнастическая
·
Мячи
разного диаметра
·
Набор
кеглей
·
Дуги
для подлезания
·
Коврики
массажные
·
Корригирующая
дорожка
·
Скамейки
для ходьбы (наклонная, с препятствиями)
·
Щиты
для бросания
·
Кольцеброс
·
Мешочки
для равновесия
·
Скакалки
детские
·
Канат
для перетягивания
·
Флажки
разноцветные
·
Ленты
·
Лесенка-стремянка
Наличие
средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья других категорий нет.
Для взаимодействия с педагогами и родителями
(законными представителями) имеются консультации по различным направлениям,
оформлены папки-передвижки, имеется литература. На сайте образовательной
организации создана вкладка ОнлайнДетсад «В помощь родителям».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Центральный вход оборудован звонком, имеется кнопка вызова персонала и знак доступности для инвалидов – колясочников. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. На входе здания имеется графическая информация знаками, выплненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20 -
дневным меню.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3./2.4.3590-20, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ.
Согласно статье 65 Федерального Закона «об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ за присмотр и
уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в
государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не
взимается.
Специальные условия охраны здоровья
В МБДОУ создаются условия
охраны здоровья воспитанников, в том числе для детей-инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
В образовательном учреждении с
целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
проведение профилактических
осмотров;
мероприятия по обеспечению
адаптации в образовательном учреждении;
осуществление систематического
контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
обеспечение контроля за
санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
осуществление контроля за
физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих
мероприятий;
осуществление контроля за
выполнением санитарных норм и правил.
Педагоги используют здоровьесберегающие технологии, направленные на
полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику
заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольной организации существует локальная сеть, подключение к сети Интернет. В целях обеспечения доступности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Воспитанники МБДОУ, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеют самостоятельного доступа к информационным системами информационно-коммуникационным сетям.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ не предусмотрен доступ к электронным
образовательным ресурсам, для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
- программно-аппаратный комплекс «Колибри»;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в
музыкально-спортивном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры,
акустическая система (музыкально-спортивный зал);
- магнитофоны (в каждой
возрастной группе).
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут
участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с
имеющимся в МБДОУ оборудованием.
В музыкальном зале установлена индукционная петля для обеспечения комфортного общения людей с нарушенной функцией слуха.
Детский сад оснащен программой сурдоперевода, которая позволяет детям с нарушением слуха полноценно участвовать в образовательном процессе.