ДОП Творческая мастерская

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным
трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок”…
(В.А. Сухомлинский)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в
этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы,
предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание
включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей
развиваются
эмоционально-эстетические
чувства,
художественное
восприятие,
совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления,
воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию
трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.
Данная программа составлена с учетом нижеследующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки
РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания,
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным заказом;
10 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад № 497 от 16.03.2021 № 423/46/36.

1.2. Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд,
так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним
у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют
удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым
манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного
осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что
способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными
материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани,
природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают
свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В
процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д.
Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что
передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и
прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению,
каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия,
создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян,
пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое
огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление
добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно
обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим
испортить поделку.
Новизна и отличительная особенность.
Программа «Творческой мастерской» направлена на развитие у детей творчества,
исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических
закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными
способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление
созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у
дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания,
совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как
многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии,
логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников
развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая
моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно
для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует
концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы
получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен
запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций.
Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является
важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка,
воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости,
настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
1.3. Цель и задачи.
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически
развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества
детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества
взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в
процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность,
уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи по обучению технике работы по ручному труду:
1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и
инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные
приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.
4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук.
5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению
художественных задач.
6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими
руками.
Задачи по сенсорному воспитанию:
1. Повышать сенсорную чувствительность.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и
явления природы. Называть материалы, используемые для работы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в
соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки.формировать эстетического отношения детей к
окружающему. развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать
прекрасное;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных
техниках.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.
5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.
1.4. Направления работы:

1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
1.5. Содержание программы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное
внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что
исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с
развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой
проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным
способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых
методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере
приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При
ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется
поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе
интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и
творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных
моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие
трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей,
которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в
зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие
циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и
дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся
находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и
построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения
технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки
материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы
конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для
них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с
новыми материалами и их свойствами.
1.6. Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
1.7. Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются
различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа
основывается на сочетании этих методов.
 1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);

- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
 Наглядные:
использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым
панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для
того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на
предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления
результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
 Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки,
составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется
желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид,
необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную
самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для
проявления собственной фантазии.
1.8. Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор
различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой
Индивидуальный подход
осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для
решения конкретных задач.
1.9. Условия и материалы для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация
создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают
внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о
последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным
материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Материалы:
 Бумага разных видов:
картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная
бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя,
журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.
 ткань,
 вата, ватные диски, ватные палочки,
 свеча,

 природный материал:
семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны,
шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
 крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
 пластилин,
 глина,
 тесто соленое, тесто цветное,
 бросовый материал:
коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов,
скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные
трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
 фольга,
 нитки:
 мулине, джутовая, ирис и др.
 краски:
гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
карандаши простые, цветные,
 фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.
 ножницы,
 клеёнка,
 клей:
 клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
 кисти:
 беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
 стеки,
 влажные салфетки,
 непроливайки,
 шаблоны.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7.Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы,
веточек, камешков.
12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13.Изучение нетрадиционных способов рисования.
14.Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15.Изучение приемов работы с бумагой.
16.Барельеф.
Время занятий:
 Средняя и младшая группы – 25 минут.
 Старшая и подготовительная группы – 30 минут.
1.10. Планируемый результат.
Средняя и младшая группы.

• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
• Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая и подготовительная группы
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
• Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Подготовится рука к письму.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые
мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
2.1. Содержание разделов программы «Творческая мастерская»
№
1
2
3

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Наименование раздела
Оригами
Экопластика.
Пластика (работа с пластилином, соленым
тестом, глина)
4
Декабрь
Изготовление
новогодних
поделок,
различные техники
5
Январь
Работа с бумагой.
6
Февраль
Различные техники рисования
7
Март
Работа с тканью и нитками
8
Апрель
Работа нетрадиционными материалами
9
Май
Смешанные техники (бумага, картон,
фольга)
Количество занятий по программе

2.2. Учебно-тематический план дополнительной
«Творческая мастерская» на 2021-2022 учебный год.
№
п/
п

Тема занятия

Материалы

Кол-во занятий
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72

образовательной

программы

Программное содержание

Сентябрь. Оригами
1

Превращения
квадратика
«Дом»

Бумага тонированная

Знакомство с основными элементами
складывания в технике «оригами»:
складывание квадрата пополам, по диагонали,
найти центр квадрата, складывая его по
диагонали и пополам, загнуть край листа к
середине, определив ее путем сгибания
квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы

квадрата к центру.
Развивать творческое воображение, ориентир
на плоскости, внимание, память.
2

«Маленький
ежик»

Бумага тонированная

Обучить детей складывать ежика из
прямоугольного листа бумаги;закрепить
навыки складывания листа в разном
направлении, проглаживая сгибы;
воспитывать усидчивость и бережное
отношение к материалу.

3

«Осенние
листья»

4

«Бабочка»

Бумага тонированная, Научить детей из базовой формы квадрат
ножницы
складывать и вырезать листья, правильное
использование ножниц.
Бумага тонированная Закреплять умение получать из квадрата
прямоугольники, треугольники и квадраты
меньшего размера;
упражнять в свободном выборе цвета бумаги
при изготовлении бабочки; обучать приёмам
декоративного украшения поделок
аппликацией; воспитывать усидчивость,
аккуратность

5

«Кораблик»

Бумага тонированная

Формировать умение создания фигур в
технике оригами.
Развивать мелкую моторику ребенка,
умение красиво, аккуратно складывать фигуру,
развивать воображение.

6

«Лягушка»

Бумага тонированная

Упражнять детей в умении узнавать
геометрические фигуры; закреплять умение
получать из квадрата прямоугольники,
треугольники и квадраты меньшего размера;
познакомить с изготовлением простейших
поделок в технике оригами путём складывания
квадрата по диагонали (базовая форма –
«треугольник»);
упражнять в свободном выборе цвета бумаги
при изготовлении лягушки; обучать приёмам

декоративного украшения поделок
аппликацией; воспитывать усидчивость,
аккуратность.
7

«Зайчик»

Бумага тонированная

Развивать мелкую моторику рук.
Формировать умение детей складывать лист
бумаги в разных направлениях, разными
способами. Развивать конструктивное
мышление, творческое воображение,
художественный вкус.

8

«Самолет»

Бумага тонированная

Умение складывать самолетик по схеме,
развивать мелкую моторику рук.

Октябрь. Экопластика.
9

«Подсолнухи»

Засушенные
листья
разных
деревьев,
готовые
шаблоны,
клей

10

«Семейство
ежей»

Шишки, пластилин

11

«Лягушка»

12

«Осенняя
открытка»

13

«Гусеница»

14

«Осенняя
фантазия»

Засушенные
листья
разных
растений,
цветной
картон,
красная
бумага,
фломастеры,
клей
ПВА, кисть.
Засушенные разных
деревьев,
готовые
шаблоны, клей
Свежие
листья,
проволока, шаблоны,
палочки,
клей,
пластилин
Листья клена, дуба,
краски, кисти тонкие

15

«Морской
аквариум»

Учить
детей
создавать
несложную
композицию,
отрабатывать
приёмы
наклеивания.
Вызывать
интерес
к
самостоятельному
поиску
и
выбору
изобразительно-выразительных средств.
Развивать мышление, фантазию, мелкую
моторику
рук,
развивать
эстетическое
восприятие.
Скатывание
пластилина
«колбаской», шариком. Использование приема
примазывания, вытягивания.
Учить
детей
создавать
несложную
композицию,
отрабатывать
приёмы
наклеивания.
Вызывать
интерес
к
самостоятельному
поиску
и
выбору
изобразительно-выразительных средств.
Продолжать формировать аппликативные
умения в приложении к творческой задаче,
воспитывать художественный вкус.
Знакомство
с
новым
изобразительным
приемом нанизывание на палочку свежих
листьев. Развивать ручную умелость.

Создание ритмичного рисунка. Формировать
точные
графические
умения,
показать
зависимость декора от формы листа.
Познакомить с необычным использованием
знакомых материалов.
Листья
различных Создание ритмичного рисунка. Формировать
деревьев, картон, клей точные
графические
умения,
показать
ПВА,
ножницы, зависимость декора от формы листа.

16

«Насекомые»

краски, тонкие кисти

Познакомить с необычным использованием
знакомых материалов.

Палочки, семена
клена, сушеные
листья, желуди,
пластилин.

Продолжать знакомство с разнообразными
способами присоединения деталей с помощью
пластилина. Развивать чувство цвета и
композиции

Ноябрь. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)
17

18

19

20

21

22

23

«Дерево жизни»

Соленое
тесто,
шаблоны
листьев,
фруктов, шляпки от
желудей

Знакомство с новым материалом, его
свойствами. Учить детей создавать в лепке
модели деревьев, передавая пластическими
средствами свои представления об их
внешнем
виде.
Украшать
композицию
используя
разнообразный
природный
материал.
«Розочки»
Пластилин, цветной Закреплять приемы работы с пластилином:
картон
скатывание, расплющивание. Познакомить с
новым способом лепки изпластина методом
скручивания.
Показать
возможность
моделирования формы изделия. Развитие
фантазии, эстетического вкуса.
«Крендельки»
Соленое тесто, стека
Учить детей использовать разнообразные
приемы лепки: скатывание, скручивание,
прищипывание,
примазывание.
Учить
декорировать изделие, создавая единую
композицию.
«Черепашка»
Глина, вода
Учить детей лепить черепаху, передавая
характерные особенности внешнего вида,
экспериментировать
с
художественными
материалами для изображения панциря
черепахи.
Знакомство
с
видом
изобразительного искусства контррельефом.
«Золотая рыбка» пластилин, трафарет
Подготовка фона для создания композиции.
1 часть
Обучение
приемам
примазывания,
смешивания разных цветов пластилина для
получения необходимого оттенка, плавного
перехода от одного цвета к другому. Учить
работать с трафаретом.
«Золотая рыбка» пластилин, трафарет
Создание образа рыбки, передавая ее
2 часть
характерные особенности (форма, цвет и
соотношение частей). Учить планировать
работу – отбирать нужное количество
материала, определять способ лепки.
«Веселые
Соленое
тесто, Создание образов животных, учитывая их
зверята»
пуговицы, бусинки, характерные особенности.
Закрепление
цветной картон
навыков работы с пластичным материалом.
Комбинирование техник лепки.

24

«Сладкий
апельсин»

Пластилин, картонная Учить
детей
основа
пластилиновой
размазывание
аккуратность.

основному
живописи:
пальцем.

приему
в
скручивание,
Развивать

Декабрь.Изготовление новогодних поделок, различные техники
25

26

27

28

«Волшебные
снежинки»

Макароны различных
видов и форм, клей
концелярский,
акриловая
краска
белая, блестки
«Письмо Деду Шаблоны открыток,
морозу»
Вата, клей, цветная
бумага, фломастеры
«Елочка»
Лента
упаковочная,
шпажки деревянные,
капсулы от киндерсюрприза
«Новогодние
Нитки разноцветные,
шары»
клей ПВА, шарики
воздушные

29

«Елочные
игрушки»

Мука, соль, вода,
формы для печенья и
пластилина
для
формирования
игрушек
Готовые
формы
игрушек,
краски,
кисти,
клей
с
блестками

30

«Декорирование
игрушек»

31

«Новогодний
декупаж»
1 часть

Основа пластиковая,
губки паралоновые,
краски акриловые.

32

«Новогодний
декупаж»
2 часть

Фрагменты салфеток
с
новогодними
сюжетами, клей ПВА,
кисточки

Составление композиции из различных
повторяющихся
элементов.
Формировать
умение
создавать
ритмичные
узоры,
Воспитывать аккуратность при работе с клеем
Формирование образа Деда Мороза, используя
шаблон, вату и цветную бумагу. Учить
дополнять работу рисованными элементами.
Закрепление
приемов
бумагопластики,
нанизывание ленты на деревянную шпажку.
Развивать композиционные умения, фантазию.
Знакомство с нетрадиционной техникой
работы с нитками, накручивание ниток
смоченных клеем на объемную основу - шар.
Побуждать к поиску средств образной
выразительности.
Знакомство с соленым тестом, способом его
приготовления, замешивания, раскатывания,
создание различных силуэтов с помощью
готовых
форм.
Расширить
спектр
скульптурных приемов лепки.
Закрепление приемов раскрашивания. Учить
оформлять
созданные
формы
ритмом
красочных мазков и пятен. Развивать чувство
цвета (находить красивые сочетания цветов и
оттенков в зависимости от фона).
Знакомство с новой изобразительной техникой
«декупаж». Обучение нанесению акрилового
слоя на пластиковую основу, используя губку
примакивающими движениями, равномерному
нанесению белого акрилового слоя на всю
форму.
Нанесение фрагментов салфеток на основу.
Развивать
композиционные
умения,
декорировать блестками форму частично
перекрывая изображение.

Январь.Работа с бумагой.
33

«Снежинки»

Полоски из
бумаги, клей

белой Продолжать обучение приемам моделирования
из полосок бумаги в технике бумагопластики.
Развивать воображение, чувство формы и
пропорций. Координировать движение глаз и

рук. Закреплять навыки использования.

34

«Бабочка»

35

«Волшебные
узоры»

36

«Варежки»

37

«Кошечки
котики»

38

«Гусеница»

39

«Снежные
вершины»

40

«Снеговик»

Картонные шаблоны, Закрепление приема складывания бумаги
цветная бумага
«гармошкой», закрепление приемов вырезания
по контуру. Знакомство с рациональным
способом вырезывания из бумаги силуэта.
Декоративная
Знакомство с приемом скручивания в жгутик
салфетка,
бумага креповой бумаги, расположение на салфетке
креповая
спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно
разноцветная, клей
закреплять элементы композиции.
Бумага
цветная, Знакомство с обрывной техникой аппликации,
картонная
основа, Развивать мелкую моторику рук, ручную
вата
умелость, терпение. Воспитывать волевые
качества, учить доводить начатое до конца.
Вызвать интерес к созданию выразительного
цветового образа.
и Бумага
офисная Закрепление приемов складывания бумаги
цветная, (или бумага способом
оригами,
развитие
для оригами)
пространственного мышления. Координация
работы
обеих
рук.
Инициировать
декоративное оформление готовой работы.
Основа из полоски Закрепление
приема
складывания
цветного картона,
«гармошкой», скручивание шариков из
Цветные
салфетки, кусочков салфеток. Знакомство с новым
клей ПВА
материалом (вата) и способами работы с ним.
Побуждать к декоративному оформлению
созданного образа с добавлением элементов
аппликации.
Бумага белая, картон Формировать навыки создания объемной
цветной, клей
композиции из мятой, жатой бумаги.
Воспитывать интерес к природе. Расширить
спектр технических приемов работы с
бумагой.
Бумага белая, фольга, Продолжать учить детей работать с мятой
цветная
бумага бумагой. Продолжать учить вырезать круглые
картонная
основа, формы из квадратов. Закрепить умение
клей ПВА
создавать сюжетную композицию на листе
бумаги. Проявлять творчество, воспитанность,
терпение

Февраль. Различные техники рисования.
41

«Витраж»
1 часть

Бумага, гуашь, кисти

42

«Витраж»
2 часть

Бумага, гуашь, кисти

Знакомство с техникой витраж. Рисование
контура. Воспитывать интерес к искусству.
Обогащать кругозор детей. Учить умело
рисовать кистью, рисовать кончиком кисти.
Развитие воображения. Учить детей создавать
образ из частей. Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания цветов и
оттенков).

43

«Подводный
мир»

44

«Морозные
узоры»

45

«Ночной полет»
Часть 1

46

«Ночной полет»
Часть 2

47

«Корабли
пустыни»

48

«Фантастически
е цветы»

Бумага для акварели, Знакомство с новой техникой рисования с
карандаши простые, помощью ластика по заретушированному
ластики
простым карандашом фону, развивать чувство
формы, пропорции. Учить детей регулировать
нажим.
Жидкое
цветное Знакомство с новой техникой рисования по
тесто,
деревянные жидкому тесту контрастными цветами.
шпажки,
тарелки Познакомить с приемом «вливания одного
одноразовые
цвета в другой», познакомить с новым
приемом рисования деревянной шпажкой по
жидкому соленому тесту.
Бумага
плотная, Знакомство с новой техникой рисования
цветные
восковые граттаж. Подготовка фона (нанесение фонамелки, гуашь черная + основы разноцветными мелками, покрытие
ПВА (=акрил)
черной краской). Развитие мелкой моторики,
воображение, усидчивость, самостоятельность.
Готовая
основа, Продолжение знакомства с новой техникой
деревянные шпажки
рисования граттаж: процарапывание узора
заостренным
концом
шпажки.
Учить
анализировать
особенности
соотношения
частей рисунка по величине и пропорциям.
Развивать глазомер и чувство композиции.
Удлинённые
листы Учить
детей
отражать
в
рисунке
бумаги жёлтого или представление о пустыне и её обитателях.
светло-оранжевого
Вызвать интерес к рисованию каравана
цвета,
бумажные верблюдов (5-7 животных) на полосе бумаги
прямоугольники для или длинном прямоугольнике. Уточнить
вырезания верблюдов, представление о внешнем виде верблюда и
простые карандаши, способах
его
изображения
(создание
краски гуашевые или аппликативного силуэта и многократная
фломастеры
для обводка по контуру для получения нескольких
раскрашивания,
одинаковых образов). Продолжать освоение
кисти, банки с водой, техники изготовления шаблона и трафарета
салфетки.
как взаимосвязанных опорных форм для
изображения
одинаковых
элементов.
Продолжать знакомство с явлением контраста.
Развивать чувство цвета и композиции.
Воспитывать
любознательность,
художественный вкус.
Бумага
белая
и Вызвать интерес к рисованию фантазийных
цветная(тонированная цветов по мотивам экзотических растений.
)
для
фона, Показать
приёмы
видоизменения
и
художественные
декорирования лепестков с целью создания
материалы на выбор оригинальных образов. Развивать творческое
детям
–
краски воображение, чувство цвета(контраст, нюанс)
гуашевые
и и композиции. Активизировать в речи детей
акварельные, пастель, прилагательные
(качественные
и
фломастеры, гелиевые сравнительные).
Пробудить
интерес
к
ручки,
цветные цветковым растениям, желание любоваться
карандаши,
ватные ими, рассматривать и переносить полученные
палочки,
пёрышки, представления
в
художественную
лак для ногтей с деятельность.

блёстками.

Март. Работа с тканью и нитками.
49

«Пушистики»

Нитки для вязания,
картонная основа для
создания помпонов,
ножницы

50

«Сердечко
любимой
мамочки»

51

«Кукла»

Разноцветные отрезы
тканей,
нитки,
деревянные палочки

52

«Закладка»

53

«Цветиксемицветик»

Картон с контуром,
разноцветные полоски
ткани
Круглая основа из
картона с дырочками,
нитки для вязания,
ножницы, клей

54

«Яблочки»

Картонные
основы,
разноцветные нитки,
пушистая проволока

55

«Мороженое
рожок»

56

«Браслетикамулетик»

Разноцветные отрезы
ткани,
синтепон,
нитки, клей, цветные
конусы из картона
Разноцветные нити,
английские булавки.

для бумага
картонная
шаблон,
ножницы

цветная,
основа,
клей,

Учить детей передавать форму и придавать ей
дополнительные черты выразительности, в
соответствии
с
творческой
задачей
(знакомство
с
приемом
формирования
помпонов, накручивание на картонную основу
разноцветных нитей).
Познакомить детей с элементами техники
квиллинг. Учить детей скатывать полоски
бумаги. Ритмично располагать заготовки на
шаблоне. Развивать восприятие объемных
форм в трехмерном пространстве.
Знакомство
с
приемами
изготовления
тряпичной
куклы,складывание
ткани,
обучение навыкам закрепления нитками с
помощью узелков.
Знакомство детей с новой техникой –
плетение. Развитие мелкой моторики руки.
Синхронизировать работу обеих рук.
Продолжать формировать умение детей
работать с ножницами и нитками с
использованием
элементов
макраме.
Синхронизировать
работу
обеих
рук,
воспитывать усидчивость, терпение.
Продолжение обучения детей использованию
различных материалов и уже знакомых техник
при изготовлении изделия, передавая его
характерные
особенности.
Развитие
пространственного мышления и воображения.
Продолжать формировать умение детей
работать с тканью ножницами. Обогащать
опыт сотрудничества и сотворчества при
создании композиции.
Обучать умению плести браслеты из узелков
используя технику макраме. Делать на концах
косички и закреплять их с помощью узелков.

Апрель. Работа нетрадиционными материалами
57

«Леопард»

Распечатанный
рисунок леопарда на
плотной бумаге, клей
ПВА, пшено, гречка.

Знакомство с новой техникой аппликации с
использованием нестандартных материалов.
Развитие глазомера, мелкой моторики рук.
Воспитывать интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность.

58

«НЛО»

Плотный картон,
пластилин холодных
оттенков, упаковки от
йогуртов, деревянные
палочки и др.

59

«Дракончик»

Бумага цветная, клей,
ножницы, цветной
картон, глазки

60

«Макарония»

Макароны разных
видов.картонная
основа, гуашь, клей.

61

«Кит»

Бумага цветная, клей,
ножницы, цветной
картон, глазки

62

«Ромашки»

Ватные диски, клей,
ножницы, цветной
картон

63

«Стрекозы»

Ложки деревянные
бумага с контуром
крыльев, ножницы,
клей, гуашь

64

«Мальвина и
Буратино»

Ложки пластиковые,
конус из картона,
гуашь, пластилин

Учить детей создавать различные летательные
(космические) аппараты конструктивным и
комбинированными способами используя
разнообразные материалы и знакомые способы
соединения деталей. Развитие фантазии и
пространственного мышления.
Учить склеивать прямоугольник в цилиндр,
учить преобразовывать и дополнять
цилиндрическую форму для получения образа
дракона, используя полоски и разнообразные
материалы.
Развивать комбинаторные и композиционные
умения детей: составлять изображение из
нескольких частей, красиво размещать на
основе. Воспитывать самостоятельность
инициативность.
Учить работать детей с шаблоном, придавать
бумаге объемную форму путем складывания и
склеивания в определенных местах. Дополнять
форму деталями. Развивать воображение
пространственное, мышление.
Учить использовать новый материал, работать
с ним разными инструментами (складывать и
наклеивать). Создавать композицию используя
одинаковые части, развивать чувство ритма,
эстетический вкус.
Продолжать знакомить с приемами
использования бросового материала.
Продолжать учить детей самостоятельно и
творчески отражать свои представления
создаваемом образе разными изобразительновыразительными средствами.
Учить создавать образ, используя пластилин и
ложки как основу. Закреплять умения детей
применять разнообразные способы лепки для
получения художественного образа.
Дополнять работу деталями.

Май.Смешанные техники (бумага, картон, фольга)
65

«Рисование на
фольге»

66

«Праздничный
салют над
городом»

67

«Рыбки»

Картон цветной для
основы, шаблоны с
готовыми рисунками,
ручки шариковые
Бумага белая,
акварель, восковые
мелки
Картон цветной с
разметкой, ножницы,
глазки

Знакомство с новой нетрадиционной техникой
рисования на фольге – чеканка, метод
продавливания. Укрепление связи глаз-рука.
Развитие внимания, мелкой моторики.
Нетрадиционное рисование (проступающий
рисунок)Закрепление свойства разных
материалов, используемых в работе: акварель
и восковые мелки; усвоение навыка
проведения непрерывных линий
Закрепление приемов работы с ножницами,
вырезывание по разметке, создание образа
рыбки путем использование приемов

68

«Волшебные
цветы»

Салфетки бумажные,
карандаши

69

«Пионы»

70

«Астры»

Шаблоны разных
размеров из цветной
оф. бумаги, голубая
бумага для фона
Журнальные
страницы, ножницы,
деревянные шпажки

71

«Витражи для
терема Лета»

72

«Летний
домик»

бумагопластики. Развивать воображение
пространственное, мышление.
Знакомство с нетрадиционной техникой
бумагопластики: накручивание салфетки на
карандаш, сжимание, формирование из
получившихся частей целостного образа.
Создание фантазийного образа.
Освоение способа объемной аппликации.
Закрепление приемов симметричного
вырезывания. Развитие мелкой моторики рук,
координация работы рук и глаз.
Моделирование образа цветка из журнальной
страницы, используя приемы скручивания.
Закрепление приемов работы с ножницами:
резание до отметки на тонкие полоски.
Развитие глазомера, воспитание аккуратности.
Нетрадиционное рисование (витражи –
клеевые рисунки). Знакомить детей с понятием
витраж, техникой его выполнения

Тонированная
бумага,простой
карандаш, клей ПВА,
кисточка, вода, краски
Цветная бумага,
Закрепление приемов складывания бумаги
фломастеры
способом оригами, развитие
пространственного мышления. Развитие
мелкой моторики рук, координация работы
рук и глаз. Декорирование готовой работы.

2.3. Список литературы:
Данная программа составлена на основе:
1. Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией
Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой
2. «Изобразительноетворчество в детском саду» И.А.Лыковой,
3. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой,
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
5. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Чудо-остров» -Москва, «Цветной мир», 2012г.
6. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М.,
«Цветной мир», 2010г.
7. Зайцев В.Б. «Гербарий» - Москва, «РИПОЛ классик», 2011г.
8. . «Оригами для самых маленьких» Соколова С. В.
9. «Оригами и развитие ребенка» Тарабарина Т. И.
10. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс»; 2009


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».