ДОП Бобровая лаборатория

Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
программа
«Волшебный
микроскоп»
(далее
Программа)
относится
к
программам
естественнонаучной направленности, так как направлена на освоение
методов научного познания мира, формирование и развитие научного
мировоззрения
и
мышления,
исследовательских
способностей
обучающихся и её целью является формирование у ребёнка
исследовательских навыков и способности самостоятельного поиска
информации.
Программа «Волшебный микроскоп» разработана для детей старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) и разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29
декабря 2012 № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012
года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]; Текст: электронный
// Правительство Российской Федерации: официальный сайт.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р), – Текст: электронный // Правительство Российской федерации:
официальный сайт. – URL:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р),
- "О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года": Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474;
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27 июля 2022 г. № 629
- "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи": постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28;
- Проект «Уральская инженерная школа», одобрен Указом Губернатора
Свердловской области от 06 октября 2014 года № 453-УГ;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детского сада № 497, утвержденный распоряжением
Департамента образования Администрации город Екатеринбург от 16.03.2021
№423/46/36.
Актуальность Программы: дошкольников всегда интересует
устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки
сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных
дошкольников интересует определенно все: из чего состоят животные и
растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие –
пушистые, кто такие микробы, отчего помидор красный, а огурец –
зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие
2

детские "почему". Намного интереснее не просто послушать рассказ
педагога, а посмотреть собственными глазами.
Занятия с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об
окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной
деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за
всевозможными живыми и не живыми объектами. У детей будет
развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него
явлениям. Программа направлена на удовлетворение потребности ребёнка
в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в
основе возникновения развития не истощаемой исследовательской
деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское
экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на
развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и
укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной
активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует
развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной
деятельности – связать результаты исследовательской работы с
практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести
их к пониманию природных закономерностей, основ экологически
грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Ведущая идея
программы заключается в организации посильной, интересной и
адекватной возрасту опытно-экспериментальной деятельности для
формирования естественнонаучных представлений дошкольников, также
формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста,
ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих через экспериментальную деятельность.
Новизна программы заключается в том, что ребенок впервые
прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность.
Обучение организовано по законам проведения научных исследований,
строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть
все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Ведущей является практическая деятельность детей, прямое участие в
экспериментах, фиксация и презентация результата.
Дополнительная программа разработана с учетом основных
принципов, требований к организации и содержанию учебной
3

деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
Педагогическая целесообразность. Рабочая программа построена на
основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и
особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание
индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных стандартов дошкольного образования.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
современное
дошкольное
образование
отличается
широким
использованием
интерактивного
оборудования,
информационнокоммуникационных технологий. В дошкольном детстве ребенок
знакомится с возможностями использования компьютерных технологий
для расширения представлений об окружающем мире, установления
причинно-следственных связей в явлениях природы. Для занятий в детском
саду были приобретены комплекты разного лабораторного оборудования,
обеспечивающий интерактивную информационно- развивающую среду и
способствующий
развитию
познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников и особое место в ней занимают цифровой
микроскоп.
Основные принципы:
 принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем
представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего
дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям
усвоения знаний;
 принцип занимательности - предлагаемый материал должен нести
занимательное начало, быть игровым или с элементами игры,
сюрприза, вызывать потребность в практической деятельности;
 принцип системности - достижение цели обеспечивается решением
комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
с соответствующим содержанием;
 принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает
создание условий для полного проявления способностей каждого
ребенка и своевременной воспитательно- образовательной работы;
 принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной
и
встречной
открытостью,
искренностью,
взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
Условия реализации программы:
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7
лет;
- продолжительность образовательного процесса - 1 год - 32 часа;
- количество часов - 1 учебный час в неделю;
- продолжительность занятия- 30 минут;
- количество обучающихся в группе — 10-12 чел.
4

Основная цель программы: развитие познавательных, личностных,
коммуникативных, регуляторных компетенций о микромире с выработкой
первичных умений и навыков микроскопирования.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать у дошкольников представление о принципах
функционирования микроскопа и об основных методах
микроскопирования; об алгоритмах главных методов познания
живой природы - наблюдения и эксперименты;
- познакомить детей с основными представителями микромира и
с микроскопическим строением доступных для исследования
макрообъектов
Развивающие:
- способствовать выработке у дошкольников первичных
умений, а затем и навыков работы с микроскопом и
микропрепаратами;
- развивать у детей самостоятельность при ведении
познавательной деятельности путём координации и коррекции
их действий.
Воспитательные:
- добиться у ребят мотивированной потребности в познании живой
природы;
- сформировать уважительное отношение дошкольников к
объектам живой и неживой природы.
Ожидаемый результат освоения дополнительной образовательной
программы«Волшебный микроскоп»:
В соответствии с поставленной целью и задачами образовательной
программы после освоения содержания программы одного года
обучения ожидаются следующие результаты:
- дети имеют представление о приборе “микроскоп”, истории его
создания, его строении и принципе работы;
- дети имеют более высокий уровень познавательной,
исследовательской
активности:
умеют
наблюдать,
рассматривать, изучать, систематизировать, устанавливать
простейшие причинно – следственные связи, обобщать и делать
самостоятельные выводы;
- дети овладели первичными исследовательскими умениями и
навыками: умеют пользоваться микроскопом и лупой, могут
применять их самостоятельно;
- проявляют самостоятельность в познании окружающего мира;
- у детей сформировано умение по обозначенной цели составлять
алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- расширены представления о предметах, объектах исследования,
явлениях природы окружающего мира;
5

- у детей сформировано положительное, уважительное отношение
к объектам живой и неживой природы: бережно относятся к
природе и замечают красоту окружающего мира.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми внутренней
мотивацией к познанию окружающего мира, интересом к
происходящим вокруг него явлениям.
Данная программа является примерной и может изменяться и
дополняться в зависимости от индивидуальных способностей,
потребностей и возможностей детей. Темы Учебного курса могут
быть сокращены или расширены. Возможна корректировка
программы.
Способом определения результативности реализации
программы дополнительного образования «Волшебный микроскоп»
являются такие формы контроля, как:
- открытые занятия для родителей с детьми;
- проведение мастер-классов по опытно-экспериментальной
деятельности;
- разработка консультаций, памяток.
Программа реализуется на государственном русском языке.
Форма обучения – очная.
Длительность

Количество
обучающихся

Количество
Продолжительность занятий в
неделю

Количество
часов в год

1 год
10- 12 чел.
30 мин
1
32
Формы занятий:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм,
объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах
и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация,
работа микроскопом); теория и практика совместно.
Игровой
метод придает
образовательному процессу
привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение
упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует
развитию мышления, воображения и творческих способностей
ребенка.
Материально-техническое оснащение:
- занятия проводятся в мини-лаборатории. Помещение должно быть
проветрено, хорошо освещено.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, цифровой
микроскоп, световые микроскопы, лупы на каждого ребёнка, набор для
исследований, предметные и покровные стекла, пипетки, срезы овощей и
фруктов, пинцеты, вода из лужи, очищенная вода, дрожжи, хлеб,
подсолнечное масло, пена для бритья, лyпы, зубочистки, зepкaлa, мерные
6

ложечки, пипeтки, линeйки, мылo, щeтки, гyбки, oднopaзoвыe шпpицы,
пищeвыe кpacитeли, пecoчныe чacы, нoжницы, лocкyтки ткaни, coль, сахар,
клeй, плacтикoвыe бaнки, бyтылки, cтaкaны paзнoй фopмы, вeличины,
лoпaтки, фopмoчки, пecoк, вoдa, лиcтья растений, бyмaгa для зaпиceй и
зapиcoвoк, кapaндaши, флoмacтepы, краски, кисти, пластины медные и
цинковые, гирлянда, зажимы, воздушные шарики, халаты, шапочки,
перчатки, влажные салфетки, спрей для обработки материалов, виды
тканей и бумаги, минералы и ракушки, разнообразные виды почвы,
природный материал (шишки, листья, кусочки коры, ветки, мох, семена,
уголь и т. д.).
Учебный план
Название программы
Количество занятий в
Количество занятий в
месяц
год
«Волшебный
4
32
микроскоп»
№

1.
2.

3.
4.
5.

№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

№

Учебно - тематический план для детей 5 - 6 лет
Раздел. Темы
Количество часов
Теори
Практика
я
“Что такое микроскоп”
2
1
Живая природа.
2
5
“Растения, овощи и
фрукты.”
“Микроорганизмы”
3
4
Неживая природа.
2
6
Эксперименты - фокусы.
2
5
Итого
10
12
Учебно - тематический план для детей 6-7 лет
Раздел. Темы
Количество часов
Теория
Практика
“Что такое микроскоп”
2
1
Живая природа.
2
5
“Растения, овощи и
фрукты.”
“Микроорганизмы”
3
4
Неживая природа.
2
6
Эксперименты - фокусы.
2
5
Итого
10
12

Всего
3
7

7
8
7
32

Всего
3
7

7
8
7
32

Календарный учебный график
Наименование
Содержание
7

п/п
1.
2.
3.

Продолжительность
учебного года
Количество недель
Праздничные дни

С 01.10.2023 по 31.05.2024

32
4 ноября, 2-6 января, 23-24 февраля, 8
марта, 1мая, 8-9 мая
Рабочая программа
Цель: познакомить детей с микроскопом, его возможностями и
использованием микроскопа для исследования объектов живой и
неживой природы.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать у дошкольников представление о принципах
функционирования микроскопа и об основных методах
микроскопирования; об алгоритмах главных методов познания
живой природы - наблюдения и эксперименты;
- познакомить детей с основными представителями микромира и
с микроскопическим строением доступных для исследования
макрообъектов
Развивающие:
- способствовать выработке у дошкольников первичных
умений, а затем и навыков работы с микроскопом и
микропрепаратами;
- развивать у детей самостоятельность при ведении
познавательной деятельности путём координации и коррекции
их действий.
Воспитательные:
- добиться у ребят мотивированной потребности в познании живой
природы;
- сформировать уважительное отношение дошкольников к
объектам живой и неживой природы.
Планируемые результаты
Личностные:
1.Готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, устойчивый познавательный интерес.
2 Формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
3 Сформированность целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики.
4 Освоенность социальных норм, правил поведения в группах и
сообществах.
8

Метапредметные
1 Умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, выбирать наиболее эффективные способы решения
познавательных задач.
2 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
3 Умение анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы.
4 Формирование экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Ребята смогут:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на
среду обитания живых организмов;
 выражать свое отношение к природе в продуктивной
деятельности: через рисунки, рассказы
5 Умение работать индивидуально и в группе с педагогом и
сверстниками: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
6 Владение устной монологической речью для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности.
Предметные:
1 Владеть навыками самостоятельной правильной и безопасной
работы со световым и цифровым микроскопом, постоянными и
временными микропрепаратами
2 Добывать необходимый объект природы и подготавливать его
для рассматривания в микроскоп
3 Представлять на защиту исследовательские и проектные
работы по определенной тематике микромира
Содержание программы для детей 5 - 6 лет
1. “Что такое микроскоп”
Вводное занятие. Теоретические сведения:
1.1 Прибор, открывающий невидимое. Познакомить детей с
цифровым микроскопом, лупой, научить готовить препараты для
микроскопа. Дать понятие о правилах работы с микроскопом.
1.2 Строение микроскопа, где его применяют. Формировать опыт
выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
1.3 Рассматривание под микроскопом готовых объектов
9

исследования.
2. Живая природа. “Растения, овощи и фрукты.”:
2.1 Клетка и микроскоп. Формировать у детей представления о
микроорганизмах –
клетках, показать клеточное строение, опыт: кожица лука под
микроскопом.
2.2 Зеленые друзья в комнате. Продолжать формировать у
детей представления о микроорганизмах – клетках, показать клеточное
строение, опыт: срез листа фикуса под микроскопом.
3.3 Овощи всем нужны! Продолжать формировать у детей
представления о микроорганизмах – клетках, показать клеточное
строение, опыт: срез помидора и огурца под микроскопом, польза
употребления овощей.
2.4 Кладовая витаминов. Опыт: срез яблока под микроскопом,
рассказать о витаминах, какие бывают, польза употребления фруктов.
2.5 Мир насекомых. Рассматривание под микроскопом готовых
образцов. Крыло и лапка пчелы и другие.
2.6 Красный, желтый, зеленый. Рассказать детям почему
бывают разноцветные листья, используя цифровой микроскоп.
3. “Микроорганизмы”
3.1 Кто такие микроорганизмы? Познакомить детей с
понятием микроорганизмы и какие они бывают.
3.2 Хочу все знать о микробах! Формирование простейших
представлений о микроорганизмах, об их свойствах.
3.3 Нам микробы не страшны! Сформировать представления
детей о микробах и их вреде и пользе на здоровье человека,
рассматривание микробов на поверхности грязных рук.
3.4 Микробы на поверхности зубной эмали. Сформировать
представления детей о микробах и их вреде и пользе на здоровье
человека, рассматривание микробов на поверхности зубной эмали.
3.5 Бактерии. Полезные и вредные. Дать понятие о полезных и
вредных бактериях, продолжать формировать представления о
здоровом образе жизни.
3.6 Плесень под микроскопом. Дать детям простейшие
представления об микроорганизмах, выращивание плесени, польза и
вред плесени.
3.7 Что такое дрожжи? Дать детям простейшие представления о
дрожжах.
4. “Неживая природа.”
4.1 Вода - это жизнь! Расширить знания детей о свойствах воды,
обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
Рассмотреть под микроскопом воду из лужи и очищенную.
4.2 Почему животным тепло? Расширить знания детей о
строении животного (кошки). Рассмотреть под микроскопом шерсть
животного.
10

4.3 Мир ткани. Знакомство со свойствами ткани. Ткань состоит

из множества ниток, бывает разных видов - тонкая и более плотная,
тонет в воде, намокает. Использование различных тканей.
4.4 Путешествие в бумажную страну – в страну загадок и
чудес. Свойства бумаги: легко мнется, теряет первоначальную форму,
быстро намокает, горит, использование в жизни человека.
4.5 Свойства соли и сахара. Познакомить детей с веществами
(соль, сахар) и их свойствами. Опытно-экспериментальным путем
выявить сходство и различие этих веществ. Учить детей пользоваться
лупой (увеличительным стеклом).

11

4.6 Волшебный песок. Выдeлить cвoйcтвa пecкa: cыпyчecть,

pыхлocть, из мoкpoгo мoжнo лeпить; рассмотреть под микроскопом
частички песка, пoзнaкoмить co cпocoбoм изгoтoвлeния pиcyнкa из
пecкa.
5. Эксперименты - фокусы.
Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для
детей дома, фокусы для детей, занимательная наука…Как обуздать
кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как
максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть
ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого
начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед
родителями и воспитателями. В данном разделе собраны разные
эксперименты, которые можно проводить вместе с детьми для
расширения их представлений о мире, для интеллектуального и
творческого развития ребенка.
Календарно - тематическое планирование для детей 5-6 лет
Месяц

Октябрь

Раздел. Темы

Содержание занятия

“Что такое
микроскоп”
1. Вводное занятие.
Прибор, открывающий
невидимое;

Практика 1
Теория
2
Познакомить детей с
историей создания
микроскопа, его
назначением, видами
увеличительных
приборов (цифровым
микроскопом, световым
микроскопом, лупой)
научить готовить
препараты
для микроскопа.
Дать понятие о правилах
работы с микроскопом.
Формировать опыт
выполнения правил
техники безопасности
при проведении опытов
и
экспериментов.
Рассмотреть готовые
объекты (ткань, бумагу,
деревянную дощечку),
стимулировать

2. Строение
микроскопа. Правила
техники безопасности
в лаборатории;

3.
Рассматривание
под
микроскопом

Кол-во
заняти

3
1

1

1

12

готовых
объектов
исследования;

познавательную
активность.

Живая природа.
“Растения, овощи и
фрукты.”
1. Клетка и микроскоп.

Практика 5
Теория 2

Познакомить детей с
понятием
«препарат», со способами
изготовления препаратов
для исследований,
инструментами и
правилами работы с
ними.
Ноябрь 2. Клетка и микроскоп. Формировать у детей
представления о
микроорганизмах –
клетках, показать
клеточное строение,
опыт: рассматривание
кожицы
лука под микроскопом
3. Зеленые друзья в
Продолжать
комнате.
формировать у детей
представления о
микроорганизмах –
клетках, показать
клеточное строение,
опыт: рассматривание
среза листа фикуса под
микроскопом.
4. Овощи всем нужны! Продолжать
формировать у детей
представления о
микроорганизмах –
клетках, показать
клеточное строение,
опыт: рассматривание
среза помидора и огурца
под микроскопом,
сравнение, беседа о
пользе употребления
овощей.

7

1

1

1

1

13

Декабрь

Январь

5. Кладовая витаминов. Опыт: рассматривание
среза яблока под
микроскопом, беседа о
витаминах, пользе
употребления фруктов
6. Мир насекомых.
Рассматривание под
микроскопом готовых
препаратов: крыло и
лапка пчелы, лапка
мухи, крыло
саранчи и другие.
7. Красный, желтый, и Рассказать детям почему
зеленый.
бывают разноцветные
листья, используя
цифровой
микроскоп.
“Микроорганизмы”
Практика 4
Теория
3
1.Кто такие
Познакомить детей с
микроорганизмы?
понятием
«микроорганизмы»,
рассказать, какие они
бывают.
2. Хочу все знать о
Формировать
микробах!
представления о
микробах, их свойствах,
пользе
и вреде.
3.Нам микробы не
Продолжать формировать
страшны!
представления детей о
микробах и их вреде и
пользе для здоровья
человека.
Опыт: рассматривание
микробов на
поверхности грязных
рук с помощью
цифрового микроскопа.
4. Микробы на
Опыт: рассматривание
поверхности зубной
микробов на
эмали.
поверхности зубной
эмали. Беседа о
гигиене
полости рта.

1

1

1

7
1

1

1

1

14

5. Бактерии.
Полезные и
вредные.

6. Родственница грибаборовика.

Февраль

7. Что такое дрожжи?

Неживая природа.
1. Вода - это жизнь!

Дать понятие
«бактерия», рассказать
о полезных и вредных
бактериях, продолжать
формировать
представления о
здоровом образе жизни.
Дать детям
представление о
плесени, как о грибнице,
о её вреде и пользе.
Опыт с отложенным
результатом:
выращивание
плесени на хлебе,
лимоне.
Дать детям
элементарные
представления о
дрожжах, их
применении в быту и
промышленности.
Опыт: изготовление
закваски
Практика 6
Теория
2
Расширить знания
детей о свойствах
воды, ее видах,
обратить внимание на
то, что вода таит в себе
много неизвестного.
Опыт: рассматривание
очищенной воды и
воды из лужи с
помощью светового
микроскопа с нижним
освещением
предметного
столика.

1

1

1

8
1

15

2. Почему животным
тепло?

3. Мир ткани.

Март

4. Путешествие в
бумажную страну – в
страну загадок и чудес.

Расширить знания детей
о животном мире.
Опыт: рассматривание
шерсти кошки,
кролика, лошади,
коровы с помощью
светового микроскопа с
верхним
освещением
предметного
столика. Сравнение
шерсти с
человеческим волосом.
Познакомить детей со
свойствами ткани
(состоит из множества
ниток, бывает разных
видов, намокает, тонет
в воде, горит), со
способами
использования
различных тканей.
Опыт: рассматривание
различных видов ткани с
помощью цифрового
микроскопа.
Формировать
представления детей о
роли бумаги в жизни
человека, её свойствах легко мнется, теряет
первоначальную
форму, быстро
намокает, горит.
Опыт: рассматривание
разных видов бумаги с
помощью светового
микроскопа с разным
освещением
предметного
столика.

1

1

1

1

16

5. Свойства соли и
сахара.

6. Волшебный песок.

Апрель

7. «Песочные сказки»

Эксперименты фокусы.
1.Получение
электричества
без розетки.

2. Растущая радуга

Формировать у детей
умение пользоваться
увеличительным
стеклом – лупой.
Рассмотреть с
помощью лупы
кристаллы соли и
сахара. Опытноэкспериментальным
путем выявить их
свойства, сходство
и различие этих
веществ.
Актуализировать
представления детей о
cвoйcтвaх пecкa:
cыпyчecть, pыхлocть,
из мoкpoгo мoжнo
лeпить; рассмотреть
под
микроскопом частички
песка.
Пoзнaкoмить детей co
cпocoбoм изгoтoвлeния
pиcyнкa из пecкa.
Сравнить наощупь
речной и
кинезиологический
песок.
Практика 5
Теория
2
Познакомить детей с
понятием
«электричество»,
показать
опытным путем, что
электричество вокруг
нас.
Познакомить детей с
понятием
«молекула», показать
работу молекул воды с
помощью эксперимента.

1

1

1

7
1

1

17

3. Невидимые чернила

Познакомить детей с
изменением свойств
некоторых веществ при
нагревании.
4. Самонадувающийся
Познакомить детей с
шар.
понятием
«газ», дать
представление о пользе
и вреде различных газов,
формировать
представления о
здоровом образе жизни.
Опыт: наглядно
показать
работу дрожжей.
5. Апельсин - вредитель Познакомить детей с
некоторыми с
свойствами эфирных
масел.
6. Лава в стакане.
Познакомить детей с
понятиями
«химическая реакция»,
«кислота», «углекислый
газ»
7. Выращивание
Познакомить детей с
кристаллов
понятием
«кристаллизация».
Опыт: наглядно
показать, как
образуются кристаллы.
Итого

Май

1

1

1

1

1

32

Календарно - тематическое планирование для детей 6-7 лет
Месяц

Раздел. Темы

“Что такое
микроскоп”

Содержание занятия

Практика
Теория

1
2

Колво
занят
ий

3

18

Октябрь

Ноябрь

1. Вводное
занятие.
Прибор,
открывающий
невидимое;

Познакомить детей с
историей создания
микроскопа, его
назначением, видами
увеличительных
приборов (цифровым
микроскопом, световым
микроскопом, лупой)
научить готовить
препараты для
микроскопа.
2. Строение
Дать
понятие
о
микроскопа. Правила правилах работы с
техники безопасности в микроскопом.
лаборатории;
Формировать
опыт
выполнения
правил
техники безопасности
при проведении
опытов и экспериментов.

1

3. Рассматривание
под микроскопом
готовых объектов
исследования;

1

Рассмотреть готовые
объекты (ткань,
бумагу, деревянную
дощечку),
стимулировать
познавательную
активность.
Практика 5
Теория 2

Живая природа.
“Растения, овощи и
фрукты.”
1. Клетка и микроскоп. Познакомить детей с
понятием
«препарат», со способами
изготовления препаратов
для исследований,
инструментами и
правилами работы с
ними. .
2. Клетка и микроскоп. Формировать у детей
представления о
микроорганизмах –
клетках, показать
клеточное строение,
опыт: рассматривание

1

7

1

1

19

кожицы лука под
микроскопом.

3. Зеленые друзья в
комнате.

Декабрь

Продолжать формировать
у детей представления о
микроорганизмах –
клетках, показать
клеточное строение,
опыт: рассматривание
среза листа фикуса под
микроскопом.
4. Овощи всем нужны! Продолжать формировать
у детей представления о
микроорганизмах –
клетках, показать
клеточное строение,
опыт: рассматривание
среза помидора и огурца
под микроскопом,
сравнение, беседа о
пользе употребления
овощей.
5. Кладовая витаминов. Опыт: рассматривание
среза яблока под
микроскопом, беседа о
витаминах, пользе
употребления
фруктов
6. Мир насекомых.
Рассматривание под
микроскопом готовых
препаратов: крыло и
лапка пчелы, лапка мухи,
крыло саранчи и
другие.
7.Красный, желтый, и Рассказать детям почему
зеленый.
бывают
разноцветные листья,
используя цифровой
микроскоп.
“Микроорганизмы”
Практика 4
Теория
3

1

1

1

1

1

7

20

1.Кто такие
микроорганизмы?

2. Хочу все знать о
микробах!

Январь

3.Нам микробы
не страшны!

4. Микробы на
поверхности
зубной эмали.
5. Бактерии.
Полезные и
вредные.

6.Плесень
под
микроскопо
м.

Познакомить детей с
понятием
«микроорганизмы»,
рассказать, какие
они бывают.
Формировать
представления о
микробах, их свойствах,
пользе и
вреде.
Продолжать
формировать
представления детей о
микробах и их вреде и
пользе для здоровья
человека.
Опыт: рассматривание
микробов на поверхности
грязных рук с
помощью цифрового
микроскопа.
Опыт: рассматривание
микробов на
поверхности зубной
эмали. Беседа о гигиене
полости рта.
Дать понятие
«бактерия», рассказать о
полезных и вредных
бактериях, продолжать
формировать
представления о
здоровом образе жизни.
Дать детям
представление о
плесени, как о грибнице,
о её вреде и пользе.
Опыт с
отложенным
результатом:
выращивание
плесени на хлебе, лимоне.

1

1

1

1

1

1

21

Февраль

7. Что такое дрожжи?

Неживая природа.
1. Вода - это жизнь!

2. Почему
животным тепло?

3. Мир ткани.

Дать детям элементарные
представления о дрожжах,
их применении в быту и
промышленности.
Опыт: изготовление
закваски
Практика 6
Теория
2
Расширить знания детей
о свойствах воды,
обратить внимание на
то, что вода таит в себе
много неизвестного.
Опыт: рассматривание
очищенной воды и воды
из лужи с помощью
светового микроскопа с
нижним
освещением предметного
столика.
Расширить знания
детей о животном
мире.
Опыт: рассматривание
шерсти
кошки, кролика, лошади,
коровы с
помощью
светового
микроскопа с верхним
освещением
предметного столика.
Сравнение шерсти с
человеческим волосом.
Познакомить детей со
свойствами ткани
(состоит из множества
ниток, бывает разных
видов, намокает, тонет в
воде, горит), со
способами
использования
различных тканей.
Опыт: рассматривание
различных видов ткани с

1

8
1

1

1

22

помощью цифрового
микроскопа.

Март

4. Путешествие в
бумажную страну –
в страну загадок и
чудес.

5. Свойства соли и
сахара.

6. Волшебный песок.

Формировать
представления детей о
роли бумаги в жизни
человека, её свойствах легко мнется, теряет
первоначальную форму,
быстро
намокает, горит.
Опыт: рассматривание
разных видов бумаги с
помощью светового
микроскопа с разным
освещением
предметного столика.
Формировать у детей
умение пользоваться
увеличительным стеклом
– лупой. Рассмотреть с
помощью лупы
кристаллы соли и сахара.
Опытноэкспериментальным
путем выявить их
свойства, сходство и
различие
этих веществ.
Актуализировать
представления детей о
cвoйcтвaх пecкa:
cыпyчecть, pыхлocть, из
мoкpoгo мoжнo лeпить;
рассмотреть под
микроскопом частички
песка.

1

1

1

1

23

Апрель

7. «Песочные сказки»

Эксперименты фокусы.
1.Получение
электричества без
розетки.

2. Растущая радуга

3. Невидимые чернила

Май

4.
Самонадувающийс
я шар.

5. Апельсин вредитель
6. Лава в стакане.

Пoзнaкoмить детей co
cпocoбoм изгoтoвлeния
pиcyнкa из пecкa.
Сравнить наощупь
речной и
кинезиологический песок.
Практика 5
Теория
2
Познакомить детей с
понятием
«электричество», показать
опытным путем, что
электричество вокруг
нас.
Познакомить детей с
понятием
«молекула», показать
работу молекул воды с
помощью эксперимента.
Познакомить детей с
изменением
свойств некоторых
веществ при нагревании.
Познакомить детей с
понятием
«газ», дать
представление о пользе
и вреде различных
газов, формировать
представления о
здоровом образе жизни.
Опыт: наглядно показать
работу
дрожжей.
Познакомить детей с
некоторыми с
свойствами эфирных
масел.
Познакомить детей с
понятиями
«химическая реакция»,
«кислота»,
«углекислый газ»

1

7
1

1

1

1

1

1

24

7.
Выращивание
кристаллов

Итого

Познакомить детей с
понятием
«кристаллизация».
Опыт: наглядно показать,
как образуются
кристаллы.

1

32

Оценочные материалы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается
овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками.
Ожидаемые результаты для детей 5-6 лет:
- Формирование представлений о свойствах веществ;
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи между свойствами материалов и способами их использования;
- Формирование навыков исследовательской деятельности
самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- Расширение знаний об объектах и их свойствах.
Ожидаемые результаты для детей 6-7лет:
- наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.
- уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.
- владеть навыками познавательного экспериментирования,
работы с приборами для исследования.
- самостоятельно действовать в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности.
- уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных
затруднений.
- принимать живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе.
Формы контроля:
1. Наблюдение.
2. Экспериментальная деятельность.
3. Практический контроль.
Педагогический мониторинг
Мониторинг усвоения знаний воспитанников ДОУ по опытноэкспериментальной деятельности осуществляется два раза в год
(сентябрь, май). При этом учитывается адаптационный период
пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для
ребенка, диагностику его развития для большей объективности
целесообразно перенести на более поздний срок. Результаты
педагогической диагностики позволяют выделить достижения и
индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической
поддержки, определить слабые стороны (проблемы) освоения
образовательной
программы,
наметить
задачи
работы
и

25

спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Овладение детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками
фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам
наблюдения, анализа выполненных заданий.

№
п/п

Оцениваемые знания, умения, навыки

Количество детей,
овладевших содержанием
деятельности
Начало года

1

2
3
4
5

Конец года

Знает и понимает правила работы с
оптическими приборами (лупа,
микроскоп), умеет ими пользоваться
Умеет проводить эксперименты с живой
природой
Знает о микроорганизмах, их пользе
и вреде для человека
Умеет проводить эксперименты с
неживой природой
Умеет проводить эксперименты- фокусы

Оценка результатов
Уровни

Начало
года

Конец
года

2 балла — ребёнок самостоятельно
справляется с заданием, правильно отвечает на
вопросы
1 балл – ребёнок справляется с заданием
с помощью взрослого или второй попытки.
0 баллов — ребёнок не справился с заданием
Количество детей в группе
Формы проведения итогов реализации программы:
1. Заполнение диагностической карты
2. Выполнение экспериментов.
- зарисовки,
- схемы,
- картинки,
- таблицы
Основными видами деятельности на занятиях по опытноэкспериментальной деятельности являются репродуктивная и
творческая. Репродуктивная деятельность направлена на овладение
детьми умениями и навыками через повторение выполнения опытов,
показанных
26

педагогом. Творческая деятельность направлена на самостоятельное
преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения
нового результата. Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает
детям возможность реализации творческой самореализации и
способствует гармоничному развитию личности.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные,
практические, проблемно-поисковые, исследовательские.
Учебный материал на занятиях по исследовательской
деятельности распределяется согласно принципу возрастания и
чередования нагрузки и информации.

27

Методические материалы
1. О.А. Зыкова. Экспериментирование с живой и неживой природой
– М.: «Элти - Кудиц», 2012.
2. Марина Султанова. Простые опыты с природными
материаламиООО
«Хатберпресс»,2016.
3. Марина Султанова. Простые опыты с бумагой – ООО «Хатберпресс»,2016.
4. К.Бьянки, А. Буджини. Эксперименты с овощами, фруктами и
другими продуктами –
М.: «ЭКСМО»,2013
5. Перевод с немецкого П. Лемени- Македона. Большая книга
экспериментов – М.:
«ЭКСМО»,2014.
6. В.П.Зарапин, А.О.Караваева. Научные опыты с водой – М.:
«ЭКСМО»,2014
7. П.Наварро, А. Хименес. Тайны электричества и магнетизма.
Простые и наглядные опыты для детей и взрослых – М.:
«Пчелка»,2017
8. Е.А.Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко. Детское
экспериментирование. Карты- схемы для проведения опытов со
старшими дошкольниками. Методическое пособие. М.: ТЦ
«Сфера», 2019.
9. Л.В.Рыжова. Методика детского экспериментирования – СПб.:
ООО «Издательство
«Детство- Пресс»,2017.
10. Образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез. - М. : 2014;
11. А.И. Иванова Экологические
наблюдения
и
эксперименты в
детском
саду. Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48 Г.П.
12. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное
рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ
Сфера, 2010.
14. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и
эксперименты в детском саду. Человек: Человек Сфера, 2010
15. Тугушева Г.П. Экспериментальная
деятельность
детей
среднего
и
старшего
дошкольного возраста. – СПб. ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2009
16. Ребенок в мире поиска: Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под
28

ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
17. Рыжова Н. А. почва – живая земля: Блок занятий
«Почва». – М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2005.
18. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина.
Камни». – М. :
«КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА», 2005.

29


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».