СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка ……………… 2 1.2. Цели и задачи програм мы … … … … . . 7 1.3. Планируемые результаты…………… 8 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание программы……………. 10 2.2. Возрастные особенности…………… 19 3. Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение методическими материалами и средствами обучения …………………………………….. 20 3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ……. 21 3.3 Распорядок дня ………………………… 23 3.4. Учебный план……………………….. 24 13 3.5. Формы контроля и оценки результатов 32 28 3.6. Методическое обеспечение……….. 33 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); - обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности); - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества). Известный психолог Л.С.Высотский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребёнка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы», - писал он. Дошкольное образование - это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребёнка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка, для развития функционально грамотной личности - человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребёнку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе. Программа составлена с учетом следующих нормативных документов: 3 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом; 10 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 497 от 16.03.2021 № 423/46/36. Новизна программы заключается в том, что планирование занятий ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется в малых подгруппах. Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание разработано с учетом преемственности в обучении между программами дошкольного образования и начального звена школы. Одна из важнейших задач программы - развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптикопространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма проведения занятий - очная, по микро группам (до 12 человек); форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы 4 «Будущий первоклассник» - открытое занятие с приглашением родителей. Язык обучения - русский. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы. В настоящее время проблема подготовки детей к обучению в школе является особо актуальной. Одна из причин её актуальности - возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Поэтому старший дошкольный возраст - это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей. Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни. Методы обучения, применяемые на занятиях, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения - это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением. Дидактический стержень занятия - деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности. Программа затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение читать, составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога). Программа составлена на основе программ по подготовке детей к школе: 5 - «От слова к букве» автор Федосова Н.А. - «Математические ступеньки» автор Волкова С.И. Продолжительность реализации программы - 8 месяцев (с октября по май включительно), что составляет 64 занятия, по 8 занятий в месяц продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе: - учёт индивидуальных возможностей и способностей детей; - уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий; - систематичность последовательность занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - наглядность. При реализации данной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука - наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный твёрдый, зелёный - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др. Способы проверки освоения программы - мониторинг с использованием игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации образовательной программы «Будущий первоклассник» - открытое занятие для родителей. 6 1.2. Цели и задачи программы Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: - сохранение и укрепление здоровья; - развитие личностных качеств; - формирование ценностных установок и ориентаций; - развитие творческой активности; - формирование и развитие психических функций познавательной сферы; - развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие коммуникативных умений; - развитие умений действовать по правилам. 1.3. Планируемые результаты 7 По направлению «От слова к букве » к концу учебного года ребенок 5-7 лет должен: - правильно произносить все звуки; - проводить классификацию звуков по их произношению; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; - пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям; - умения отвечать на вопросы; - умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами; - умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить; - умения различать гласные и согласные; - умение делить слова на слоги; - умение делить предложения на слова, слова на слоги; - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; - правильно произносить все звуки; -отчётливо и ясно произносить все слова; -выделять из слов звуки; -находить слова с определённым звуком; -определять место звука в слове; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; -составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -соблюдать элементарные гигиенические правила; -ориентироваться на странице в тетради; -умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку; -умение штриховать предметы вертикально и горизонтально; -вырабатывать правильную осанку; -развивать мелкую моторику руки; -развивать интеллектуальные и речевые способности ребенка; -обогащать словарный запас; -соблюдать элементарные гигиенические правила. По направлению «Математические ступеньки » к концу учебного года ребенок 5-7 лет должен: 8 - определять взаимное расположение предметов (показывать и называть предмет, расположенный правее (левее), выше (ниже) указанного предмета, между предметами и т.д.); - сравнивать предметы по длине, используя практические действия; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; - сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же); - определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом; - сравнивать числа, используя термины «больше», «меньше», «столько же»; - различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире; - проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, (ряды чисел, ряды геометрических фигур), указывая их сходство и различие, проводить классификацию объектом по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий; - знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 9 2.1.Содержание программы Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ» (5-6 лет) Курс «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Целью подготовки к обучению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: - создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; - практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; - формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного курса является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Задачи развития речи: - расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; - формирование грамматического строя речи ребенка; - совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопрос, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведениям); -создание речевых высказываний различных типов. Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме, объединять детей в пары, в группы, проводить экскурсии. 10 Содержание В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входит: - развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению. Работа по развитию артикуляционного аппарата; - чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, загадок; - беседа о прочитанном по вопросам педагога; - разучивание наизусть и выразительное чтение. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Игры: «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Подскажи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Частично используется учебно-методический комплект: Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2х частях. – М.: Просвещение, 2020. Подготовка к обучению письму (5-6 лет) Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. 11 Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. Содержание. Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастика для пальцев; знакомить с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве ( в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук. - Штриховка (Тетрадь в линию). - Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. - Лепка, конструирование. - Рисование. - Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики. Курс «От слова к букве» (6-7 лет) решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка к обучению чтения; -подготовка к обучению письму. 12 Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму (6-7 лет) — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Частично используется учебно-методический комплект: 13 Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2х частях. – М.: Просвещение, 2020. Содержание курса «От слова к букве» опирается на программные требования: Основные разделы курса: Развитие речи: беседа по картинке, составление рассказа по плану, правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений, обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию, образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов, подбор обобщающих слов к группе предметов, диалог, монолог, косвенная речь. Знакомство с буквами: предложение и слово (деление на предложение, деление предложения на слова), слог и ударение, звуки и буквы (деление слов на слоги, определение количества слогов ) Художественная литература: работа со сказкой и рассказом (пересказ, составление плана, ответы на вопросы, придумывание начала или концовку, составление вопросов по тексту, работа по серии картинок). Предмет «Формирование элементарных математических представлений» представлен курсом «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» 5-6 лет Курс «Математические ступеньки» частично разработан на основе программы «Математические ступеньки» автор С.И. Волкова. Идея курса заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет более эффективным, если в процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов – внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления – позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число, основные свойства чисел натурального ряда), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, задания на развитие 14 пространственного мышления на основе геометрического материала, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги), содержательно-логическая (линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей). Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Ведущим методом является метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая. Большое внимание уделяется формированию умения общаться с педагогом, другими детьми, работать в паре (в группе), работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться пособием на печатной основе. Содержание Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер). Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.) форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Упорядочивание предметов по длине. Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, вверху, внизу, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.), расположение объектов с поворотом на 90, 180 градусов. Временные представления: раньше-позже, вчера, сегодня, завтра. Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10. Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы. Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел. Моделирование цифр из линейных элементов (счетных палочек). 15 Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного. Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник, (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Содержательно-логические задачи на развитие: Внимания (простейшие лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игра «Весёлый счет» и др.); Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую); Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала); Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания). В основу отбора математического содержания для детей 6 – 7 лет, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в 16 процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе. Частично используется учебно-методический комплект: С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2020. Содержание курса «Математические ступеньки» Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; 17 — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. 2.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 18 Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 19 3.1. Материально-техническое обеспечение методическими материалами и средствами обучения Материально-техническое обеспечение Место размещения Музыкальный зал Основное предназначение Проведение образовательной деятельности, праздников, развлечений, проведение утренников и родительских собраний Оборудование и игровой материал Экран +проектор Музыкальный центр Ноутбук Столы детские Стулья детские Мольберт Программноаппаратный комплекс Магнитная доска 1 1 1 12 12 1 1 1 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развитие ребенка в естественно-научной деятельности в детском саду обеспечивается 20 за счет насыщенности развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметной развивающей среды учитываются следующие принципы: • полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. • трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Характеристика развивающей среды в зале для занятий: Название Количество Раздаточный материал для работы с группой детей Счетные палочки Цифры (веера) Набор геометрических фигур Набор «Цветные счетные палочки Кюизенера» Набор «Блоки Дьенеша» Набор пластилина Буквы Человечки Машинки Геометрические фигуры (пластиковые) Фрукты/овощи Уточки резиновые Грибочки Зайцы Огурчики-матрешки Пространственное полотно 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Раздаточный материал для индивидуальной работы «Мои первые часы» Магнитная азбука Говорящий букварь Деревянная азбука Кубики с буквами и слогами Веселые линейки + прописи Буквы на мягкой основе Наборное полотно Математический планшет Все для счета Магнитная касса 1 1 2 1 2 4 5 1 2 1 1 21 Волшебная восьмерка (Воскобович) «Чудо-конструктор» (Воскобович) «Чудо-соты» (Воскобович) «Сложи квадрат» (Никитин Б.П.) Межполушарные доски 1 1 1 1 1 Дидактические карточки «Он, она, оно, они» «Эмоции» «Транспорт» «Спорт» «Один - много» «Деревья» «Домашние животные» «Морские жители» «Посуда» «Мебель» «Ягоды» «Покажи карточку», «Что звучит?» «Назови предмет» «Что растет на клумбе» «Считаем до 10» «Дикие животные» «Насекомые» «Читаем слоги мягко» «Читаем слоги твердо» «Рабочие инструменты» «Составь слова из слогов» «Овощи» «Фрукты» «Профессии» «Геометрические тела» «Геометрические фигуры» «Противоположности» «Противоположности» «Птицы» «Время» «Небесные тела» «Изобретения» «Зима в картинках» «Лето в картинках» «Весна в картинках» Четыре сезона «Осень» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 3.3.Распорядок дня Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года, соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается сбалансированное чередование видов деятельности: непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в различных возрастных группах составляет: для детей четвертого года жизни – не более 15 минут, для детей пятого года жизни - не более 20 минут, для детей шестого года жизни - не более 25 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 30 минут. В течение образовательной деятельности статическая деятельность (пение, слушание) чередуется с динамической - музыкальноритмическими движениями (танцы, хороводы, игры). Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, календарный учебный график составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся непрерывная образовательная деятельность в соответствии с учебным планом и расписанием НОД, действует режим на холодный период года; 2. летне-оздоровительный период (июнь-август), во время которого непрерывная образовательная деятельность, в том числе по дополнительному образованию не проводятся, с детьми организуются оздоровительные мероприятия и спортивные развлечения, на летний период действует режим на теплый период года. 3.4 Учебный план 23 Подготовка к школе - первый год обучения (5-6 лет), 36 часов № п/п Сентябрь – октябрь (1 нед.) Октябрь (2 – 4нед.) Ноябрь (1 – 3 нед.) Ноябрь (4 нед.) Декабрь (1 – 2 нед.) Количество часов Тема (раздел) Используемый материал Речь устная и письменная. История возникновения речи. 1 Видеоматериал «Почему люди стали разговаривать?» (1 ГО) Развитие речи Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес». Беседа «Наш город». 1 Серия картинок «Осень» 1 Беседа «Транспорт». Интерактивная игра «Разбей на группы». «Закончи чистоговорки», «Произнеси слова по образцу», «Один - много». 1 Видеоматериал «Мой Екатеринбург» (1 ГО) Дидактические карточки «Транспорт» Предложение. Деление текста на предложения. Развитие речи. Беседа «Режим дня». Беседа «Бытовая техника». Интерактивная игра «Альбом». «Измени слова, добавляя к ним предлоги», Название предметов «один-много», «Назови слова ласково». Слово. Деление предложений на слова. Развитие речи. Беседа «Лес и мир животных». Беседа «Домашние животные». 1 «Измени слова по образцу», «Образуйте новые слова», «Составь предложение из слов». Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У». Разучивание скороговорок, потешек. Развитие речи. Беседа «Вода в природе». 1 «Измени слова по образцу», «Что делают люди разных профессий», 1 24 1 Видеоматериал «Чистоговорки на разные звуки» (1 ГО) Иллюстрации «Режим дня» 1 Дидактические карточки «Бытовая техника» 1 Видеоматериал «Одинмного» (1 ГО) 1 Дидактические карточки «Дикие животные» 1 Дидактические карточки «Домашние животные» РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 Видеоматериал «Учим буквы А, О, У» (1 ГО) 1 Видеоматериал «Круговорот воды в природе» (1ГО) Дидактические карточки «Профессии» Декабрь (3 – 4 нед.) Январь (2 – 4 нед.) Февраль (1 нед.) Февраль (2 – 4 нед.) Март (1 нед.) Март (2 – 4 нед.) Апрель (1 нед.) Апрель (2- 4 нед.) «Найди слова - синонимы». Слог. Деление слов на слоги. 1 Звуки гласные и согласные. Интерактивная игра «Звуки и буквы». Развитие речи. Беседа «Весна в природе». Праздник бабушек и мам. Разучивание стихов. 1 Видеоматериал «Учимся делить на слоги» Дидактическая игра «Алфавит» 1 Дидактические карточки «Весна» 1 1 Мультфильм «Бабушкин урок», «Мама для мамонтенка» (1ГО) Беседа «Моя семья» 1 «Назови предметы», «Раскрась картинки со звуком А», «Раскрась картинки со звуком Б», «Раскрась картинки со звуком М». Слияние согласного звука с гласным. Интерактивная игра «Укажи картинки». 1 Рассказ В. Сухомлинского «Именинный обед» РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 Дидактические карточки «Гласные и согласные звуки» Развитие речи. Беседа «Моя любимая игрушка». Составление рассказов об игрушках. Разучивание стихотворений. 1 Мультфильм «Живая игрушка» (1ГО) 1 «Раскрась картинки со звуком Ф», «Раскрась картинки со звуком У», «Раскрась картинки со звуком З», «Раскрась картинки со звуком Ц» Пересказ рассказа по серии иллюстраций. Пересказ сказки. 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА Единственное и множественное число. Игра «Уменьшение». 1 «Раскрась картинки со звуком Р», «Раскрась картинки со звуком Ч», «Раскрась картинки со звуком Ж», «Раскрась картинки со звуком Л». Пересказ сказки по серии иллюстраций. 1 25 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА Дидактические карточки «Единственное и множественное число» РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА Май (1 нед.) Обобщение названия предмет 1 «Раскрась картинки со звуком К», «Раскрась картинки со звуком Н» «Раскрась картинки со звуком С», «Раскрась картинки со звуком В». Резервные занятие 1 1 Май (2 – 3 нед.) Май (4 нед.) Итоговое занятие Итого Видеоматериал «Группы предметов» (1ГО) РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 3 1 36 часов «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» - второй год обучения (36 часов) Месяц Тема Количество Используемый часов материал Видеоматериал «Детский Сентябрь Экскурсия по детскому саду 1 Развитие слухового внимания фонематического восприятия. Устная речь. Предложение. Слово. Октябрь Ноябрь и 1 1 Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. 1 Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». 1 Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки Звуки [а], [у]. Схема предложения. 1 Звук [ы], [о] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на 1 26 2 1 сад» (2ГО) РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА Видеоматериал «В волшебном мире звуков» (2ГО) Дидактические карточки «Гласные согласные звуки» Видеоматериал «Сказка о гласных и согласных звуках» (2ГО) В. Бианки «Лесные домишки» Видеоматериал «Зарядка с гласными звуками» (2ГО) Сюжетные картины «Поздняя осень» 1 В.Ю. Драгунский «Учительница» 1 Видеоматериал «Сказка про гласные звуки» Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май сюжетную картинку. Деление слов на слоги. Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. (2ГО) 2 Видеоматериал «Сказка про звук Я» (2ГО) 2 Видеоматериал «Сказка про звук Ю» (2ГО) 2 Видеоматериал «Знакомство со звуками Е Ё» (2ГО) Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», Видеоматериал «Знакомство со звуком Л» (2ГО) Видеоматериал «Знакомство со звуком М» (2ГО) Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. 1 Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». 1 Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные согласные звуки. Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. 2 2 и 1 Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Составление рассказа-описания. Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. 2 Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. Ь и Ъ знаки. 1 27 Видеоматериал «Знакомство со звуком Р» (2ГО) Видеоматериал «Знакомство со звуком Ф» (2ГО) Видеоматериал «Знакомство со звуком З» (2ГО) Видеоматериал «Стихи о весне» (2ГО) 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА 1 РТ «ОТ слова к букве» Федосовой НА Дидактические карточки «Весна» 1 Видеоматериал Драматизация сказки «Колобок». Резервные занятия Итоговое занятие Итого «Знакомство с буквами Ь Ъ» (2ГО) 2 1 36 часов Математика (Подготовка к школе)- первый год обучения - 36 часов. Месяц Тема занятий Сентябрь – Выявление подготовленности к обучению октябрь математике. Счет предметов на основе (1 нед.) наглядности до 10 прямой и обратный. Интерактивная игра «Сосчитай-ка». Знакомство с клеточкой. Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Счет предметов до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины. Интерактивная игра «Удивительные фигуры» Октябрь Счет предметов до 10 и обратно. (2 – 4 нед.) Составление из палочек геометрические Ноябрь фигуры: квадрат, треугольник, (1 – 2 нед.) прямоугольник. Деление фигур на две части методом сгибания. Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Составление геометрических фигур из палочек. Интерактивная игра «Соедини». Соотношение предметов с числом. Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов. Ноябрь Пространственные и временные отношения: (3 - 4 нед.) «налево», «направо», «вверх», «вниз», – Декабрь «раньше», «позже», «между», «за». (1 –нед.) Рисование узора. Счет предметов от 1 до 10. 28 Количе ство часов 2 Используемый материал Видеоматериал «Считаем до 10 и обратно» (1ГО) 3 Видеоматериал «Изучаем геометрические фигуры» (1ГО) 2 РТ «Математические ступеньки» 3 Видеоматериал «Больше/ меньше/ столько же» (1ГО) 3 Видеоматериал «Слева / справа / вверху/ внизу» (1ГО) Декабрь (2 – 4 нед.) – Январь (1 нед.) Январь (2 – 3 нед.) Январь (4 нед.) – Февраль (1 – 3 нед.) Февраль (4 нед.)Март (1 – 2 енд.) Март (3 - 4 нед.) - Апрель (1 -2 нед.) Апрель (3 – 4 нед.) – Май ( 1 нед.) Май (2 – 4 нед.) Интерактивная игра «Забавное домино» Знакомство со знаком +, -. Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же». Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». Интерактивная игра «Мостик». Счет предметов от 1 до 10. Знакомство с цифрой 3. Интерактивная игра «Состав числа». Составление узора из геометрических фигур. Закрепление навыков счета в пределах 10. Интерактивная игра «Укажи картинки». Знакомство с цифрой 4. Составление геометрических фигур из палочек. Рисование узора. Письмо палочек. Счет предметов от 1 до10. Порядковый и количественный счет. Упражнения на развитие пространственного мышления с помощью геометрического материала. Решение задач в стихах. Сравнение предметов. Упражнение на развитие внимания. Прямой и обратный счет в пределах 10, начиная с любого числа. Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». Интерактивная игра «Мостик». Упражнения на развитие памяти. Состав чисел 3,4. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. Интерактивная игра «Состав числа». Сравнение предметов. Рисование узора. Прямой и обратный счет. Знакомство с цифрой 5. Закрепление состава числа 5. Интерактивная игра «Укажи картинки». Упражнения на развитие мышления. Решение задач в стихах Резервные занятия Итоговое занятие 4 РТ «Математические ступеньки» 2 Счетные палочки 2 РТ «Математические ступеньки» 2 РТ «Математические ступеньки» 3 Видеоматериал «Развиваем память у детей» (1ГО) 4 Видеоматериал «Состав числа 4» (1ГО) 3 Видеоматериал «Тест на внимательность» (1ГО) 2 1 29 Итого 36 часов Математика (Подготовка к школе)- второй год обучения - 36 часов. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь (4 нед.) – Декабрь Тема Количес Используемый тво материал часов Дидактические Пространственные представления, взаимное 3 картинки расположение предметов, уточнение «Соотношение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», предметов» «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. РТ Столько же. Больше, меньше. 1 «Математические ступеньки» РТ «Математические ступеньки» Длиннее, короче. Сравнение предметов. 1 Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. 2 Видеоматериал «Объемные геометрические фигуры» (2ГО) Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. 1 РТ «Математические ступеньки» Число и цифра 1. 1 Число и цифра 2. Пара. 1 Число и цифра 3. 1 Видеоматериал «Цифра 1» (2ГО) Видеоматериал «Цифра 2» (2ГО) Видеоматериал «Цифра 3» (2ГО) Равенство. Неравенство. 2 РТ «Математические ступеньки» Число и цифра 4.Вверху. Внизу. 1 Число и цифра 0. 1 Сложение. 1 Видеоматериал «Цифра 4» (2ГО) Видеоматериал «Цифра 0» (2ГО) Дидактические 30 Январь Февраль Март Число и цифра 5. 1 Вычитание. 1 Запись выражений на вычитание и сложение. 2 Запись и решение равенств. 1 Число и цифра 6. 1 Число и цифра 7. 1 Число и цифра 8. Весёлый счёт. 1 Число и цифра 9. Найди общие элементы. 1 Видеоматериал «Цифра 9» (2ГО) Решение задач с помощью рисунков. 2 РТ «Математические ступеньки» 1 Видеоматериал «Цифра 10» (2ГО) Видеоматериал «Прямой и обратный счет» (2ГО) Видеоматериал «Части суток для деток» (2ГО) Число 10. Апрель Май карточки «Игрушки» Видеоматериал «Цифра 5» (2ГО) РТ «Математические ступеньки» РТ «Математические ступеньки» РТ «Математические ступеньки» Видеоматериал «Цифра 6» (2ГО) Видеоматериал «Цифра 7» (2ГО) Видеоматериал «Цифра 8» (2ГО) Счёт предметов в прямом и обратном порядке. 1 Части суток, их последовательность. 2 Значение понятий вчера, сегодня, завтра. 1 РТ «Математические ступеньки» Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. 1 Видеоматериал «Что такое неделя?» (2ГО) Резервные занятия Итоговое занятие Итого 2 1 36 часов 31 3.5. Формы контроля и оценки результатов Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения. Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5 - 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностносоциальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения. Данные мониторинга фиксируются в диагностической карте. № ФИО ребенка «Подготовка к обучению грамоте» Звуковая сторона и выразител ьность речи Фонема тически й слух Уровень развития моторики , графичес ких навыков Звукобуквен ный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы) «Математическое развитие» Чтение Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупнос ти) Числа и операц ии над ними Пространст венновременные представле ния Параметры оценки: По направлению «Подготовка к обучению грамоте»: 1. Звуковая сторона и выразительность речи 2. Фонематический слух 3. Уровень развития моторики, графических навыков 4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы) 5. Чтение По направлению «Математическое развитие»: 1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)). 2. Числа и операции над ними 3. Пространственно-временные представления 4. Геометрические фигуры и величины 32 Геометри ческие фигуры и величины 3.6. Методическое обеспечение 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. 2. Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и другие. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Серия «Преемственность». М. Просвещение, 2013. 3. Модуль «От слова к букве». 5-7.Учеб.пособие для образовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. /Н.А. Федосова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. 4. Модуль «От слова к букве». 5-7.Учеб.пособие для образовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. /Н.А. Федосова. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. 5. Модуль «Математические ступеньки». 5-7 лет: учебное пособие для образовательных организаций /С.И. Волкова -12 изд. – М.: Просвещение, 2020. 33